Стр. 57 - 2

Упрощенная HTML-версия

сохранение брачной одежды и ее целебное значение.
В свадебных обрядах многократно повторялась небесная символика:
z кольцо, венок – символы солнца, брачного союза;
z фата (покрывало) – весенний облачный покров, облегающий землю и посылающий дождь,
символ плодородия, замужества;
z костер – очищающее средство и предохраняющее от колдовства;
z стрела, плеть – солнечный луч, оплодотворяющий землю, символ любви и плодородия;
z палка – солнечный луч или Древо жизни;
z свадебное вильце – большая ветвь, сосновая или фруктовая (яблони, груши, вишни,
черемухи), украшенная калиной, овсом, цветами, лентами, зажженными свечами, установленная в
хлебе и помещенная на конце стола напротив красного угла, своеобразное Древо жизни –
воплощение мифа о Мировом дереве и сидящем на его вершине солнце;
z колокольчик – символ грома, оберег от чародейства;
z окропление молодых водой, осыпание зерном и орехами, помазывание голов маслом,
смачивание гребня медом или вином – знаки падающей с небес благотворной влаги (дождь на
свадьбу – к богатству, счастью);
z стол – небесное пространство, обход стола молодыми напоминало круговращательное
движение небесных светил, разложенные на столе хлеба различной величины воспринимались как
небесное пространство с одним главным и несколькими второстепенными светилами (остаток этой
языческой традиции можно увидеть в обхождении аналоя со свечами в руках во время венчания);
z пояс – предмет посвящения и жертвоприношения, оберег от колдовства, символ радуги;
z полотенце – знак радуги, символ счастья и плодородия;
z называние жениха князем, а невесты княгинею – соответственные названия солнца и месяца.
Следует отметить значение некоторых других обрядовых действий и предметов. Так,
застилание дома невесты сеном или соломой выражало желание наделить богатством, чтобы
молодые не ходили по голому полу. Разбивание посуды было связано с жертвоприношением –
сосуды, послужившие богам, не могут служить людям. В настоящее время бокалы бьют в знак
целомудрия невесты или как пожелание молодоженам счастья. Ритуальное засорение дома (сор –
символ земли) значило сделать молодую богатой и чадородной.
Образы животных, фигурировавшие в обрядах, могут быть осмыслены как свадебные
жертвоприношения с целью благодарения богов и мольбы о благополучии. Так, постель для молодых
стелили в овчарнике, сажали их в день свадьбы на вывернутую вверх шерстью овчинную шубу.
Смысл этих действий – в наделении здоровьем и богатством. Бараний мех ассоциировался с тучей:
как туча дает земле богатство – дождь, так и молодым желаем. Козел и баран были символами
солнца, зари и луны. Знаками поклонения солнцу являлись также свинья (ее голова, окорок, колбасы
присутствовали на столе), петух, курица (или заменявшая их яичница в бедных семьях).
Христианская традиция внесла свои коррективы в свадебный обряд, введя бракосочетание в
церкви. Канонические правила запретили венчание во время постов, в субботу, накануне великих и
храмовых праздников (дабы предпраздничный вечер не проходил в шумном веселье), во время ряда
двунадесятых праздников, по вторникам и четвергам (накануне постных дней - среды и пятницы).
Венчание совпадало с причащением, к которому невеста и жених готовили себя постом и покаянием.
Обязательным был обряд родительского благословения иконой: Богородицей – девушку, Спасителем
или Николаем Угодником – жениха. Благословенную икону невеста везла с собой в новый дом как
последнее напутствие и родительскую защиту. За поддержкой, защитой и благословением участники
обряда многократно обращались к святым. В свадебном фольклоре часто встречаются имена Кузьмы
и Демьяна – святых бессребреников, покровителей нерушимости христианского брака, устроителей
супружеской жизни.
Такое же переплетение язычества и христианства отразилось и в похоронном обряде.
Расхождение между двумя верами в данном случае состояло в самом отношении к смерти. В
языческом представлении смерть – враждебная сила (соотносилась с миром иным), неизбежное зло,
трагедия, горе, выражавшееся в плаче и причитаниях. Здесь нельзя было обойтись без помощи
богини погребального плача Кары и богини печали и тоски Жели. В отношении к умершим
проявлялась двойственность. С одной стороны, они – покровители живых родственников, поэтому с
ними нужно было обходиться уважительно, достойно проводить в последний путь, постаравшись его