oразговоры о том, как князь увидел на охоте лисичку (куничку) и начал ее преследовать;
oустройство перед домом невесты искусственных преград (защита от жениха-хищника;
oвыстрелы во время сватовства и свадьбы;
oхоругви, знамя, шест с лентами (знак победы);
oзапирание ворот во дворе невесты перед сватами или женихом;
oборьба перед воротами невесты;
oобыкновение прятать невесту;
oвооружение брата невесты или подруги саблей, палкой, плетью;
oвраждебное отношение между гостями жениха и невесты (состязание в песнях);
oотправление молодой в дом мужа поздно вечером;
oвнесение молодой на руках в дом;
oсимволическое бегство молодой, освобождение от мужа;
oпритворное рвание косы молодой (отрезанная коса – символ потери девственности,
насильственного захвата);
oвооруженное оберегание молодых в первую брачную ночь.
Затем похищение сменилось куплею – платой родне невесты. Отсюда невеста называлась
«рядом» (ряд – договор), «товаром», а жених – «ряженым», «купцом». После свершения договора
стороны били по рукам (рукобитие, обручение). Напоминание об этом:
сватовская формула «у вас товар, у нас купец»;
пропой невесты парнями-соседями;
продажа косы;
осмотр невесты;
выкуп места около невесты или ее сундука;
рукобитье сватов после сговора (рукой завёрнутойт полой – к богатству, а голой рукой к
бедной жизни);
соединение рук брачующихся (передача девушки во власть мужчины);
битьё невесты плеткой, прутом;
заплетение и подстригание косы невесты (символ подчинения мужу);
жених наступает на правую ногу невесте;
разувание мужа, целование ног.
Еще одна форма – договорный брак, который заключался по воле родителей или взаимному
уговору молодых. Его отголоски:
обрядовое спрашивание жениха и невесты их родителями или сватами о согласии на
вступление в брак;
спрашивание сватом у невесты позволения ввести жениха в избу;
осмотр дома жениха родителями невесты («смотреть колушки»);
нахождение у порога родни жениха во время сговора и прислуживание родственникам
невесты;
высказывание родителями молодой намерения взять ее обратно в случае дурной жизни в доме
мужа;
дарение невестой сорочки жениху.
Нам известны языческие представления о браке неба и земли: солнечные лучи и дождь
оплодотворяют землю, которая дает плоды. Славяне верили и в супружеские отношения месяца и
солнца. Месяц сначала являлся мужским началом, а затем, с развитием земледелия, уступил
первенство солнцу, перейдя на женскую роль. Распространено также верование в бракосочетание
месяца и вечерней звезды. Небесный брак стал освещающим первообразом брака земного, о чем
свидетельствуют следующие черты:
светоносные и громоносные свойства молодых освещающих двор и дом своим появлением;
расположение к красному цвету;
влияние новобрачной на растительность и размножение скота (доение коровы);
полный свадебный обряд только для невинной девушки (солнце только раз в году празднует
бракосочетание с месяцем или землей);
исключительное уважение к невесте (сближение ее с солнцем, теперь она содействует
благосостоянию);
воздержание молодых от пищи во время праздничной трапезы (они мистические существа);