новорожденного в семью или общину (проведывание роженицы сельчанами, выбор кумовьев,
ритуальный обед-родины, крещение, крестины, первая стрижка ребенка) и поминальные обряды
(прощание, похороны, поминки после похорон, а также на 9-й, 40-й день и в годовщину)
продолжались в течение года. Со сроками поминания покойного перекликаются омовение роженицы
и повитухи на третий день и очистительная молитва родившей через 40 дней, после которой ей вновь
разрешалось посещение церкви.
Свадебный и похоронный обряды сближало, например, сходство причитаний, включение
элементов одного ритуала в другой: плач невесты-сироты, как бы приобщавший умерших родителей
к участию в свадьбе, или, наоборот, похороны «невесты» (незамужней девушки), которые содержали
черты свадебных действий, поскольку все критические точки жизни должны были быть пройдены по
порядку.
Праздники имели и свои существенные отличия. Рождение отмечалось спокойно, сдержанно,
главным было помочь женщине в родах, очистить ее и младенца, принять нового члена в общину.
Свадьба – кульминация жизни, напротив, была масштабным, шумным событием с очень сложным
ритуалом и глубоким смыслом. Значительным и глубокомысленным являлось и погребение,
требовавшее точного выполнения установленных правил во избежание опасности, исходившей от
покойника. Остановимся подробнее на свадебном и погребальном обрядах.
По мнению А.В.Юдина, в традиционной свадьбе выявлялись два основных признака, тесно
связанных между собой: диалогичность и переходный характер. Диалог вели род жениха и род
невесты, чуждые пока друг другу, но стремившиеся породниться. В обряде постоянно сталкивались
оппозиции: свой-чужой, близкий-далекий, доля-недоля, жизнь-смерть. Замужество ритуально
осмысливалось как смерть: плач невесты, сборы в долгий путь, в чужую сторонушку, мир иной.
Одновременно оно отмечало переход из юношества в полноправную зрелость (величание молодых
по отчеству, именование князем и княгинею).
Во время празднества между домами жениха и невесты происходили постоянные
перемещения: при сватовстве, «глядении» невестиной родней хозяйства жениха, рукобитье и самой
свадьбе. Ритуально это пространство воспринималось как путь из мира в антимир, каждый из
которых имел свой центр (красный угол, печь) и серию кругов (дом, двор, деревня, поле). Путь от
одного дома к другому состоял в последовательном пересечении границ этих кругов (двери, ворота,
околица). При этом все, что оказывалось впереди, даже порог своего дома, воспринималось как
«чужое» и для его преодоления и превращения в «свое» требовались специальные обряды. Самым
последним рубежом был стол, через него сватами совершалось рукобитие – окончательное снятие
исходного противостояния. При всех предсвадебных передвижениях пути туда и обратно не должны
совпадать, так же как нельзя вернуться той же дорогой из мира иного. По древним представлениям,
вход в мир иной охраняли привратники и чтобы пройти туда, надо было заплатить им выкуп. Отсюда
пошел обычай преграждать дорогу свадебному поезду, требуя плату вином, деньгами и проч.
Помешать свадьбе могла и нечистая сила, и колдуны. От них защищали обереги (иголка в
подоле, кропление святой водой, молитвы, обвязывание молодых рыболовной сетью и т.д.) и другие
магические средства (шум, стрельба, «опахивание» веником круга вокруг поезда, покрывание головы
молодых, запрет произносить их имена и т.д.). Колдунов, чтобы не обиделись и не навредили,
приглашали на свадьбу, а от колдовства охранялись заговорами.Окончательный переход невесты в
дом мужа и превращение ее в «свою» закреплялся переплетением кос по-женски и ритуальным
обходом молодой вокруг печи в этом доме[18]. Таким образом, окружавший свадьбу мир был
наполнен сложной знаковостью, где особым значением наделялась каждая мелочь, несущественная в
обычной жизни.
Наряду с традиционными представлениями о мироустройстве в свадебном обряде можно
увидеть следы древнего быта славян28. Иногда эти две особенности накладываются друг на друга и
тогда возникает многовариантность в понимании традиции. Так, первоначальной формой
заключения брака было умыкание девиц из чужого рода или села во время игрищ. Заранее
условившись с невестой, жених похищал ее после гуляний, увозил на сутки в лес, объезжал с ней
трижды вокруг заветного дерева или озера, после чего она считалась его законной женой. Этот
обычай отразился в ряде более поздних свадебных обрядов:
oпоявление сватов в виде путешественников, странников;
oпоявление сватов поздно вечером, в полночь;