Стр. 58 - 2

Упрощенная HTML-версия

облегчить, и снабдить необходимыми для загробной жизни предметами и едой. Эти верования
отразились в следующих действиях:
§ Приведение умершего в надлежащий вид. У славян известны возрастные отличия в женском
уборе: девочек хоронили с очень скромными украшениями, девушек и молодых женщин – в богатом
подвенечном наряде, пожилых женщин – скромно. В средневековье хоронили, как правило, в белом
(цвет духовной чистоты христианской души);
§ Изготовление домовины (гроба), подобия настоящего дома или ладьи;
§ Выставление после смерти чашки с водой для обмывания души;
§ Выставление стакана воды, накрытого куском хлеба, на окне и рюмки водки с хлебом сверху
на поминальном обеде. Время появления обычая не установлено, но суть его, вероятно, в том, что
это пищевая жертва мертвым или богу;
§ Плачи и вопли у гроба при выносе тела из дома, а также последнее целование умершего
близкими как дань уважения и любви к покойнику;
§ Погребение до захода солнца, чтобы оно могло захватить с собой умершего;
§ Просание денег в могилу для оплаты перевоза через огненную реку или на свободный проход
по мытарствам (судилищам за грехи);
§ Поминальная трапеза на погосте, разбрасывание остатков пищи на могиле для птиц (душ
умерших). У язычников этот обычай имел характер ритуальной оргии с пьянством и эротикой,
направленной на то, чтобы облегчить покойнику переход в мир иной и одновременно
нейтрализовать исходящую от него смертоносную силу. Состояние опьянения (соотносилось со
смертью), эротика (элементы антиповедения), тризна (боевые игры, состязания в честь умершего)
имитировали Хаос, смерть и в то же время защищали от последней;
§ Соблюдение траура от недели до года и более и проведение поминок – воспоминаний об
умершем, которые как бы воплощали его и делали участником поминального обряда.
В народе поминки отмечали в день похорон, на третий и шестой дни после смерти – редко,
девятый и двенадцатый – не всегда, сороковой – обязательно, полугодовину и годовину. Церковь
рекомендует поминать трижды в соответствии с верованием о путешествии души на тот свет: в
третий день ангел приводит душу на первый поклон Господу. Затем ей показывают райские
блаженства. На девятый день – второе поклонение Богу. Потом в течение тридцати дней душа
смотрит на адские мучения и на сороковой день в третий раз поклоняется Всевышнему. Тогда и
решается ее дальнейшая участь, но не окончательно, а лишь до наступления всеобщего Страшного
суда. Обязательны так же ежегодные поминки. В народе троекратное поминовение связывали с
изменением тела покойника в гробу: в третий день меняется его образ, в девятый распадается тело, в
сороковой истлевает сердце. По народному поверью, на сороковой день душа является в дом на
целые сутки и уходит лишь после «отпуска» ее или «проводин». Если «проводины» не устроить, то
покойник будет мучиться.
В восприятии умершего как источника нечистой, смертельной силы проявлялась другая
сторона отношения к нему. С этим связаны многочисленные очистительные обряды, сохранившие
черты языческой предохранительной магии:
сразу же после смерти закрывать двери, окна, а позднее и зеркала (магический путь
проникновения из иного мира, зазеркалья), чтобы злые чары не вошли в дом;
омовение тела на соломе у порога избы, против трубы. На атрибуты омовения – горшок, воду,
мыло, гребень – переносилась мертвящая сила, поэтому от них старались скорее избавиться, иначе
покойник будет являться живым;
изготовление для погребения не настоящей одежды, а шитой на руках, обязательно держа
иголку от себя вперед, иначе покойник опять придет за кем-нибудь; замена обуви на матерчатую,
обвязка онучей иначе, чем у живых;
запрет выносить сор из избы; если мести пол, то направлять мусор только в сторону
покойника, чтобы другие не умерли;
вынос тела из дома ногами вперед через дверь или окно, чтобы умерший не вернулся по
своему следу, «заблудился»;
перенос гроба в рукавицах, на полотенцах, на жердях или носилках – представления о
нечистоте и опасности мертвеца;