крещенские - к окончанию. Известны и осенние девичьи гадания о суженых вечером под Катерину
(24 ноября / 7 декабря) и под Андрея (30 ноября / 13 декабря). Способов совершения этого обряда
было множество: в доме и на улице, в одиночку и группами, некоторые сопровождались пением-
заклинанием (подблюдными песнями), многие выполнялись как праздничные развлечения, а другие
считались страшными, как например, гадания на зеркалах (зеркало – граница между мирами).
Нередко условием успешной ворожбы выдвигалось создание обстановки, напоминающей загробный
мир: темнота, свеча, тишина, одиночество, нагота или свободная рубашка без пояса, распущенные
волосы, отсутствие крестиков, колец, браслетов и других атрибутов «белого света».
Простейшей формой гадания можно считать «суеверные» бытовые приметы, например:
«разбить зеркало – значит, потерять душу» (чтобы исправить положение, нужно собрать осколки в
коробочку и окропить их кровью из своего указательного пальца); «вернуться домой за забытым
предметом – не иметь удачи» (надо посмотреть в зеркало прежде, чем снова уйти, а по другой
рекомендации даже высунуть язык или состроить рожу, чтобы отпугнуть злых духов, прячущихся за
зеркалом). Русские люди всегда были очень суеверными. Возрождение этого пережитка сегодня
психологи связывают со стремлением к определённости и уверенности в нынешнюю эпоху перемен.
Эта временная слабость будет исчезать по мере привыкания к свободе личности и к необходимости
больше полагаться на самих себя.
Магия благополучия отражена в обычае украшать ёлку. Его связывают с поверьем
древнегерманских племён о том, что духи скрываются в вечнозелёных елях и чтобы их
умилостивить, надо сделать им подношения. Видимо с тех пор сохранилась у немцев и перешла к
русским и символика ёлочного наряда: коровы, козы, барашки развешивались в память о новогодней
жертве духам подземного мира, чтобы избежать голода и бедствий. Фрукты на ёлке – напоминание
природе о том, что она должна позаботиться о людях в предстоящем году, осыпать их плодами, а
конфеты – пожелание сладкой жизни. Но если конфеты, печенье, яблоки положены под ёлку – это в
память о предках. Ёлочные свечи, гирлянды (особенно много их должно быть на Рождественской
ёлке) призваны поддержать солнце, чтобы оно совсем не погасло в критические зимние дни.
Рождественские же свечи на столе означали семейный очаг.
В России вечнозелёная ель (сосна) стала восприниматься как символ жизни, мира и счастья
лишь в Новое время. В древности она считалась деревом смерти, её ветками устилали путь
похоронной процессии. В некоторых славянских регионах к Новогоднему празднику выращивали в
кадках цветущие вишни и украшали их свечами.
Дед Мороз и Снегурочка у ёлки, как уже отмечалось, появились тоже довольно поздно, в конце
XIX века, хотя как фольклорные персонажи были известны давно. Мифологический Мороз,
Морозко, Студенец – повелитель зимних холодов, неказистый вредный старик с длинной седой
бородой, который стуком палки вызывал трескучие морозы. Со временем он превратился в богатыря
кузнеца, сковывавшего реки. У славян существовал специальный ритуал задабривания Деда Мороза
накануне Рождества. В ХХ столетии Дед Мороз воспринимался уже как воплощение щедрости и
доброты. Снегурочка – олицетворение молодости, радости и веселья, юная дочь весны.
Почитание деревьев издревле было свойственно всем народам. На Руси культовым деревом
была берёза – символ девичества, дух-покровитель сообщества. Как главный образ она
присутствовала во многих девичьих обрядах, на Троицу. С её помощью «кумились», ветками
наряжали дома, из неё плели венки. Венок служил залогом бессмертия, знаком любви и супружеских
уз. Наши предки верили, что украшая всё кругом зеленью и цветами, можно ускорить созревание
хлебов. Верба, расцветающая первой, стала знаком наступающей весны, деревом жизни, наделённым
особой целебной силой. Она – героиня вербного предпасхального воскресенья. В фольклоре она
приобретала черты Мирового дерева, как и береза, и сосна. Символом космического Мирового
дерева был и ледяной столб, который устанавливали на Масленицу. Рябина способна защитить от
всякой ночной нечисти. Она неподвластна подземным силам. Ярко-красный цвет ягод – цвет Солнца,
победителя ночи.А осина – проклятое дерево, место постоянного обитания злых духов. Его нельзя
было вносить в дом, прятаться под ним во время грозы, но именно осиновым колом можно было
навеки пригвоздить к земле упыря.
Большая роль растительному миру отводилась в купальской обрядовости. Со дня Аграфены
Купальницы (23 июня / 6 июля) начинали активный сбор трав и кореньев для лечения и ворожбы. В
ночь на Ивана Купалу, ночь ведьм, колдунов и всякой нежити, разговаривали между собой
животные, деревья и даже травы, которые в тот момент наполнялись чудодейственной силой. Но