Стр. 52 - 2

Упрощенная HTML-версия

К аграрному годовому циклу относился и культ поминовения умерших, хотя предков молили
не только об урожае, но и о сохранности дома, целости скотины, здоровье людей и семейном
благополучии вообще. Кроме того, Б.А. Рыбаков выявил чёткую логику культа в средневековой
Руси, включавшего целую систему поминальных дней, и воспроизводившего этапы древнего
языческого ритуала похорон. В системе годичных поминаний учёный выделил четыре звена[15]:
1. «Великий четверг» страстной недели перед Пасхой. В этот день жгли большие костры из
соломы на улицах и у ворот и плакали об умерших, что имитировало погребальный языческий огонь.
Одновременно жгли хвойные ветки в домах для очищения жилища и прыгали через этот костерок, на
восходе солнца обливались водой (очищение), дети бегали вокруг двора с колокольцами (защита
скотины от нечисти), кормили домового цыплёнком (возможно, это связано с тем, что курица
помогала душе пройти путь на тот свет), прокапчивали «четверговой свечой» три креста на косяке
входной двери (защита дома).
2. Радуница, проводимая через 12 дней после «великого четверга», в начале аграрного цикла
работ. На погосте устраивали поминальную тризну с плачем и причитаниями, христосовались с
умершими, просили их об охране дома и двора, зарывали в могилы и катали по ним крашеные яйца и
поливали брагой (кормление земли, заклинание урожая). К этому же дню были приурочены
«вьюницы» (обряд поздравления молодожёнов) – предки должны были освятить новую семью и
покровительствовать ей.
3. Фёдоров день (20 апреля / 3 мая) – когда, по поверью, покойники тосковали по земле,
отмечался посещением кладбища, причитанием и зазыванием мёртвых родителей. Особо выделялась
поминальная суббота перед Троицей, на «зелёные святки» (семиковая неделя) в самый разгар
весенних молений о росте и благополучии взошедшего хлеба. Выглядел этот обряд довольно
странно, поскольку плач и «великий вопль» по умершим сменялся буйной тризной с «бесовскими
играми» специально приглашаемых скоморохов и общими плясками, пением, а иногда и драками. Во
многих местах поминовение сопровождалось продажей дудок и свистков, громким криком и
свистом.
Б.А. Рыбаков объясняет это своеобразное сочетание плача и плясок стремлением
противопоставить мертвенному началу начало жизнеутверждающее[16]. Однако более подходящим
видится толкование А.В. Юдина и Л.Н. Виноградовой, которые отмечают, что на Семик приходился
праздник поминовения заложных (нечистых) покойников – детей и молодых людей, не вступивших в
брак. Их души могли возвращаться на землю в весенне-летний период, признаком чего было
расцветание цветов (старики, «родители», умершие своей смертью, приходили на землю в осенне-
зимнее время). В эти дни особенно шалили русалки – души заложных покойниц, враждебных
живому человеку. Поэтому в Семик совершались обряды, чтобы защититься от этих духов
(магический шум на поминках) и даже избавиться от них (обряды «похорон русалки», «проводы
русалки»)[17].
4. «Дмитровская (родительская) суббота» (26 октября / 8 ноября) и вся предшествовавшая
Дмитровская неделя. Поминовение проходило как дома, так и на кладбище и вновь завершалось
разгулом. Оно было связано с окончанием обмолота урожая и всех мужских и женских
сельскохозяйственных работ. Богатое угощение из 12 зерновых и мясных блюд служило знаком
благодарности предкам за дарованные ими блага.
Как видно, моления были семейными и общественными, что говорит об их связи с проблемами
как одного дома, так и всего селения. Встречающееся в обрядах число 12, видимо, свидетельствует
об экстраполяции поминаний на все 12 месяцев года. Внимание к умершим проявлялось не только в
поминальные дни, но и в другие праздники. В Сочельник, например, вечером во дворе зажигали
большой костёр из соломы или навоза. Огонь считался местом притяжения душ, символизировал
неразрывную связь двух миров. Души покойников собирались вокруг костра греться, а живые здесь
же в глубоком молчании молились за них.
Характерная форма общения двух миров – гадания. В них проявлялось желание людей войти в
контакт с потусторонними силами с целью узнать о своём будущем. Гадали, главным образом, на
зимние и летние святки, когда активизировались эти силы. Причём явно более значимым был зимний
период: от Рождества до Крещения – время наибольшей неопределённости в борьбе Хаоса и
Космоса. С Сочельника до Нового Года, включая его первый день, интересовались будущим
урожаем, а от Новогодней ночи до Крещения – замужеством. Срок исполнения считался разным:
рождественские предсказания должны были сбыться в начале лета, новогодние – в середине, а