Например, Кукушку тайно хоронили как «свидетельницу» обряда кумовления девушек, т.е.
установления близкодружественных связей. Русалки приходили весной и орошали дождем
хлебородные нивы, но в период отрицания язычества их стали воспринимать как души заложных
(нечистых) покойниц, которых старались скорее проводить обратно, в их мир, до следующего лета.
Ярило, Купала – божества мужской силы, весенней ярости, функции которых заканчивались с
прорастанием зерна и всходами и т.д.
Интересно, что летом чучело топили или хоронили, то есть отправляли в нижний мир, что
соответствовало движениюприроды «вниз» к осени, после прохождения летнего солнцестояния.
Зимние сожжения символизировали движение вверх, и это связано с зимним солнцестоянием,
стремлением преодолеть смерть. С разрушением старых сил природы и встречей весны связаны
также обряды взятия снежной крепости, сжигания ледяной горки, на которой разводили костры –
знаки солнца, под чьими лучами тают снежные покровы.
Иногда мифологических персонажей не уничтожали, а поклонялись им. Так, соломенной
куклой (стригушкой) встречали невесту и жениха. Она же – домашняя Масленица, символ крепкого
достатка и здорового потомства молодой семьи, домашняя берегиня. Её также выставляли в окнах и
дворах в тот день Масленицы, когда молодые приходили к тёще на блины. Отсюда, видимо, пошёл
обычай дарить куклу на свадьбу.На святки язычники устраивали торжественные ритуалы, чтобы
умилостивить небесных дев-нимф, повелевавших туманами, облаками, снегами. Люди представляли
их дородными красавицами и воплощали в образе снежных баб.
Традиционным обрядом плодородия и богатства был ритуальный обход дворовна святки,
Масленицу, Пасху, Семик, Коляду. Ходоки обычно являлись знаком того, что данный период
воспринимался как критический, когда Хаос вторгался в размеренную жизнь (ср.: святочные
бесчинства, масленичный разгул). Обходящие осмысливались как тени предков или как
представители хаотических сил, иного мира, которые способны навредить или принести
благополучие, если их соответствующим образом одарить. Интересный обряд связан с Рождеством:
ради большего приплода ягнят первого пришедшего колядующего сажали на шубу из овчины.
Сидевший пришелец воспроизводил собой Велеса – хозяина подземного мира. Как покровитель
скота он мог обеспечить приплод.
Характерным элементом святочных и масленичных гуляний было ряжение. По мнению
исследователя В.А. Мироноа, истоком святочных обрядов является культ «скотьего бога» Велеса,
выражавшийся в обращённых к нему заклинаний-просьб о даровании плодовитости и благополучия
домашнему скоту. Ритуальным одеянием древних жрецов Велеса были звериные маски.
Впоследствии в эти моления включили просьбы о будущем урожае, о плодовитости женщин, а маски
превратились в карнавальные атрибуты[13].
Среди традиционных персонажей – звериные и птичьи маски: конь, бык, медведь, коза,
курица, журавль, а так же старик и старуха, цыгане и др. Распространённым было переодевание
мужчин в женские одежды и наоборот. Одевали вывернутые наизнанку меховые вещи, разодранное
грязное рубище, на голову привязывали кудели шерсти, лица чернили сажей, на шею привязывали
коровьи колокольчики. Всё это являлось атрибутами «антимира», мира Хаоса. Так, цыгане, с точки
зрения русского крестьянина, – чужаки, живущие по неправильным законам: не пашут, кочуют,
воруют. Всадник мог символизировать Громовержца, медведь – ипостась его противника Велеса,
козёл – также один из атрибутов Громовержца.
Чаще всего образ козы связывался с магией плодородия: «Где коза ходит, там жито родит», –
утверждает обрядовая песня. Но иногда значение её как бы раздваивается: умирающая коза –
воплощение замирающей зимой природы, а воскресшая коза – природа, пробуждающаяся к новой
жизни. Видимо, к более позднему времени относится ассоциация козы с чертями, которые чаще
всего появляются в её образе. Туда, где имитируется зло, настоящее зло не придёт. Таким образом,
обрядовое хождение с козой должно было обеспечить хороший урожай и предохранить от всякой
нечисти.
Медведь мог выступать и в роли зверя богини весны Лады. В связи с чем непременная маска
этого персонажа на масленичном карнавале олицетворяла наступление весны - время пробуждения
от зимней спячки. Тему весны дополнял образ коня, принимавший участие в движении солнца.
Маска быка – отражение культа ярой жизненной силы. Присутствие образа курицы связано с тем,
что она наделялась магической силой плодородия. “Божьей птицей” называли журавля – вестника
пробуждения природы.