собранным урожаем. Жертвы и дары содержали общий смысл: реализация принципа «даю тебе,
чтобы ты дал мне», а также принципа взаимного доброжелательства. Целью жертвы являлось
получение благ и предотвращение бед, причём жертвоприношение тесно связано с просьбой
(мольбой, молитвой). В качестве даров использовали мёд, мучные изделия, каши, зерно, яйца, вино,
фрукты, ткани, предметы быта.
Кроме того, в праздниках годового цикла неизменно присутствовал эротический фон, ярче
выраженный в майско-июньский период. В этом проявлялась забота общины о самовоспроизводстве.
Другими словами, через эротические мотивы язычники воплощали идею утверждения жизни,
вечного воспроизводства. Смысл аграрных праздников и обрядов заключался в том, чтобы спасти
мир от смерти, обеспечить обильный урожай, благополучие и продление рода человеческого.
Из очень сложной системы народных праздников можно выделить основные циклы:
Зимние святки – русалии (24 декабря – 6 января): двенадцатидневный заклинательный
комплекс, подводивший итоги прошедшего и определявший судьбу предстоящего года. В этот
период встречаются элементы почти всех обрядов, которые предстоит выполнить в течение года.
Встреча весны и начало полевых работ (9 марта – 2 мая).
Главные праздники – Масленица, Пасха: отражают культ солнца, пробуждение природы.
«Зелёные святки» – купальские русалии, семицкая неделя – (Семик, Троица – Иван Купала 24
июня): кульминационная точка языческих гуляний, отличавшихся значительной массовостью. Явно
выражен культ воды, растительности, плодородия и плодовитости.
Осенние праздники – Рода и рожаниц, Рождество Богородицы – (август – начало сентября):
имели благодарственную направленность, посвящались новому урожаю, женским божествам,
дающим новую жизнь.
Женские праздники (1 октября – 1 ноября): сезон посиделок, совместного прядения льна.
Наиболее полно смысл и функция праздников раскрывался в главном из них, который, как
правило, происходил на переходе от старого года к новому. Восточные славяне-земледельцы счет
новому «лету» (именно так тогда называлась годовая единица времени) начинали в марте. В
середине XIV в. Церковь перенесла начало года на 1 сентября, а с 1492 г. этот день был утвержден и
для гражданского Нового года. Наконец, Петр I, реформировав календарь, установил с 1700 г.
празднование Нового года 1 января. Все эти даты были приурочены к началу лунного месяца
накануне или после одной из критических точек года. Как уже отмечалось, наиболее опасными
считались дни зимнего солнцестояния и весеннего равноденствия, соотносимые с зимними святками
и Масленицей.
Именно эти праздники в первую очередь были призваны преодолевать надвигавшуюся
катастрофу мира, силы Хаоса. Только согласованные ритуальные действия по созиданию нового
мира могли обеспечить дальнейшую жизнь и благосостояние людей. Видимо этим объясняется
лучшая разработанность обрядов, проводимых в указанные периоды, и их сохранность до
сегодняшних дней. Поскольку разные праздники передают единый общий смысл, то в них много
одинаковых или похожих элементов, символов, атрибутов.
К числу центральных по частоте исполнения и богатству вариантов принадлежат обряды
похорон соломенного чучела и ритуальный обход дворов.Манипуляции с чучелом отмечены во
многих праздниках. Соломенную Масленицу в виде женщины или, иногда, мужчины возили в санях
несколько дней, а затем, оплакивая, сжигали на костре. Предварительно её могли раздевать и
разрывать на части. Сожжение здесь несло очистительную символику, хотя образ Масленицы
исследователи толкуют по-разному. В.А.Миронов, например, считает, что она носит имя языческой
богини Мажаны (Маржаны), олицетворяющей мрак. Её уничтожали, чтобы под тёплыми лучами
солнца вырос обильный урожай[11].
А. Миловский пишет о главном божестве, дающем жизнь, но которое к концу года дряхлело, о
чём свидетельствовало зимнее увядание природы. Люди оказывались перед угрозой существования.
Единственной возможностью дальнейшего благополучия казалась замена состарившегося бога
молодым, полным энергии и животворной силы. Ежегодное умерщвление старого бога для
возрождения его в новом обличье было, таким образом, условием сохранения жизни племени[12].
В отдельных регионах в разные праздники сжигали соломенные чучела Кузьмы-Демьяна (1 /
14 ноября) и Филиппа (14 / 27 ноября), хоронили Кукушку (40-й день по Пасхе), в середине июня в
дни летнего солнцеворота хоронили или топили в реке Сёмика и Сёмичиху, Ярилу, Кострому,
русалок, Купалу, освобождаясь таким образом от выполнивших свою миссию сил природы.