Стр. 44 - 2

Упрощенная HTML-версия

Самую большую опасность таят в себе дни зимнего солнцестояния и весеннего равноденствия
– периоды неопределённости, когда, в первом случае, световой день минимален, а ночь нескончаема,
будто Солнце колеблется, стоит ли ему возвращаться; или когда, во втором случае, зима борется с
весной и никак не хочет уступать свои права. В критические дни первобытный Хаос, из которого
когда-то был сотворен мир, частично как бы восстанавливает свои права, проникает в
организованный Космос. В такие моменты смыслом бытия людей становится спасение мира,
противостояние Хаосу. Для этого надо воспроизвести первоначальные действия его сотворения,
наполнив таким образом жизнь новой силой. Порядок этих действий сохранялся в мифах, которые
древний человек принимал за правду[6].
Характер действия тесно связан с мифологической концепцией пространства и
времени.Первобытные культуры и развитые религии представляют мировое пространство как серию
кругов, имеющих общий центр. Центр – это место сотворения мира, наиболее сакральная
(священная) его точка, где изливается божественная энергия, растекаясь во все стороны. Мир, т.е.
«наш мир», в традиционном обществе ограничен территорией обитания, за пределами которой
простирается неизвестный, «чужой мир», Хаос[7].
В восточнославянском фольклоре наиболее внешней областью мифологического мира
является море-океан (как воплощение первоначального Хаоса), на котором стоит остров Буян
(следующая область). Последняя перед центром область – изба, кузница, а в самом центре находится
камень (Алатырь), столб, дерево, печь, красный угол или другие объекты, равнозначные
представлениям о Мировом Дереве или Мировой Горе (источники порядка и чистоты)[8].
Мир описывался системой основных содержательных двоичных противопоставлений
(бинарных оппозиций), которые определяли пространственные, временные, цветовые, социальные и
другие его характеристики:
O верх-низ,
O правый-левый,
O сухой-мокрый,
Oдень-ночь,
O белый-чёрный,
O огонь-вода,
O чёт-нечет,
O мужской-женский,
O добро-зло,
O свой-чужой,
O жизнь-смерть,
O сакральный-мирской,
O счастье-несчастье и т.п.
Одному из элементов оппозиции обычно приписывалось положительное значение, другому –
отрицательное. Таким образом, мир можно было оценить и установить связь между его отдельными
объектами и явлениями. Например, идея справедливости оказывается связанной с представлениями о
пространстве: правда, право, правильный, правый, но «левое» дело. Правая сторона связывается с
верхним, светлым, мужским, а левая – с нижним, тёмным, женским началом. Поэтому мужчины
носят одежду с правой застёжкой, а женщины – с левой, невеста находится слева от жениха и т.д.
В традиционной картине мир представлен вертикальной и горизонтальной структурами.
Вертикальная модель пространства троична, она моделируется с помощью Мирового дерева
(райское дерево Вырий, берёза, дуб, сосна, рябина, яблоня): 1)с кроной соотносится верхний мир,
мир богов, небеса, птицы; 2)со стволом – средний, земной мир, пчёлы, копытные животные; 3)с
корнями – нижний, подземный мир, царство мёртвых, хтонические (подземные) животные (лягушки,
змеи, насекомые, бобры), грибы. Троичная структура является также универсальной моделью
любого процесса движения и развития: возникновение, развитие и упадок.
Горизонтальное пространство организуется четвёркой: четыре стороны света, соответствующие
им четыре ветра. Сакральными оказываются числа, производные от тройки и четвёрки: 7 (3 + 4) и 12
(3 х 4), семь небес, богов языческого пантеона, двенадцать месяцев, лихорадок, сказочных братьев и
т.п.