Итак, пространство, как мы видели, неоднородно. Такой же качественной неоднородностью
характеризуется и мифологическое время («наальное» время, период первотворения мира). Любой
момент времени в суточном, годичном и эпохальном круге наделён определённой сакральностью, но
уровень её существенно различается. Так, в сутках есть «добрые» и «недобрые» часы, особо
критические моменты – полдень, полночь, рассвет и закат. Год понимался древним человеком как
замкнутый круг, он имел начало и конец и мог возрождаться в форме Нового года посредством
обряда «пересоздания» мира. Участвуя в ритуале «конца света» и его «воссоздания», человек и сам
проходил эти стадии, рождался заново, возобновлял запас жизненных сил. В году, как уже
отмечалось, были свои критические точки, будни чередовались с праздниками, и последние были
наполнены значительным сакральным смыслом. Для древнего человека было очень важно
определиться в связях с природой, миром, воздействовать на состояние «того», а в итоге – и на
состояние этого света. Взаимоотношения миров упорядочивали праздничные ритуалы. Они
вовлекали всех членов коллектива в сакральные действия по спасению своего мира и использованию
плодородящих сил Хаоса для будущего благополучия.
Христианство принесло на Русь свою систему праздников, которая приживалась в длительной
и упорной борьбе с языческими обрядами. Древние славяне строили жизненный уклад на природном
календаре, который был инструментом поддержания коллективного благополучия, строго диктовал,
когда надо вести те или иные хозяйственные или личные дела. После принятия христианства на эту
роль стала претендовать церковь, хотя церковный календарь был направлен преимущественно на
сохранение предания (памяти о событиях библейской истории) и установление ритма духовной
жизни человека (чередование постов и мясоедов, праздников и будней). Православные праздники
закрепляли в сознании верующего религиозно-этические нормы и прежде всего то, что было связано
с именем Иисуса Христа, Богородицы, сподвижников Христа (апостолов), святых, призванных
наставлять простых смертных, как им жить, чем заниматься, что думать.
К началу ХI века каждый день года оказался связан в христианской традиции с памятью того
или иного святого и получил собственное имя. Представления о конкретном персонаже слились с
народными приметами и поверьями, языческими обрядами и праздниками, в результате чего был
точно определён порядок того, что следует делать в этот день, чтобы всё шло «как положено».
Новая вера утверждалась в массах с большим трудом, и церковь пыталась приспособить свой
праздничный календарь к языческому, чтобы или вытеснить древние обряды, или видоизменить их,
придав им христианский характер. В результате произошло наложение и слияние традиций. Сравним
дни проведения некоторых языческих (IV век) и православных праздников:
ЯЗЫЧЕСКИЕ
ПРАВОСЛАВНЫЕ
по старому и новому стилю
Святки
24 дек. – 6 янв.
Рождество Христово
25 дек./ 7 янв.
День Велеса
2, 6 янв.
Крещение Господне
6 / 19 янв.
Масленица
24-25 марта
Масленица
февр. – март
Комоедицы
24 марта
Благовещение пресвятойБогородицы