более длительных периодов табу, а все более сокращавшиеся промискуитетные периоды
превращались в настоящие оргии, сохранявшиеся у многих народов и после исчезновения рода[2].
Достаточно вспомнить купальскую ночь у славян с ее «разгульными игрищами», когда допускалась
полная свобода в общении полов, в том числе свобода добрачных связей.
Чем больше подавлялся половой инстинкт, тем больше он стремился прорваться, что приняло
форму оргиастических нападений представителей одной праобщины на другую. Нападали не только
мужчины на женщин, но и наоборот. Причем нападение женщин могло иметь успех только тогда,
когда они были в большинстве и достаточно организованы. В результате сложились ритуалы,
сохранявшиеся по традиции и дошедшие как пережиток до ХХ в., например, обряд опахивания
деревни [3].
35 – 40 тыс. лет назад (по некоторым данным – 70 тыс.лет назад) произошла трансформация
палеоантропов в неоантропов – людей современного физического вида (Homo sapiens), что совпало с
переходом к позднему (верхнему) палеолиту. Завершилось становление человеческого общества и 8 -
10 тыс. лет назад заканчивается период первобытной охотничьей культуры.
В мезолите (8 - 5 тыс. лет назад) осуществился переход от потребляющего к производящему
хозяйству, возникло земледелие и скотоводство. Эти революционные изменения вызвали не только
прогресс производительных сил в эпоху неолита (4 - 5 тыс. лет назад), но и радикально изменили
образ жизни первобытных людей. Резко возрос уровень познания окружающей природы, так как от
нее, от умения овладевать ею во многом зависело существование земледельца.
К этому времени у человека появились начальные объяснения мира и самого себя,
выраженные в мифах. Миф был способом человеческого бытия и попыткой осмыслить его, образцом
традиционных моральных ценностей и магической веры, доказательством целесообразности обрядов
и культов. Миф отражал интуитивно распознаваемую сознанием первобытного человека
закономерность и упорядоченность явлений природы в форме ритмичности, цикличности движения
мифологических образов.
Одни и те же мифы и ритуалы многократно воспроизводились из поколения в поколение
фактически без изменений. По мнению учёных, такой высокий авторитет мифов и ритуалов
обусловлен их функциональным назначением. Они не только объясняют мир (его создание,
взаимоотношение основных мифологических персонажей и т.д.), но, что самое важное, – заботятся о
сохранении данного мира, способах его спасения, поддержания устойчивости Космоса[4].
Дело в том, что с позиций мифологического сознания, мир, двигаясь по бесконечным кругам
времени, изнашивается, теряет заряд первоначальной святости. В этом движении он проходит
промежуточные критические точки : зимнее и летнее солнцестояние, весеннее и осеннее
равноденствие. В связи с неточным счетом юлианского календаря, а также переходом России в 1918
г . на григорианский даты критических точек часто перемещались. Приводим для сравнения данные
Б.Рыбакова по славянским календарям IV века и современные[5]:
КРИТИЧЕСКИЕ ТОЧКИ
IV ВЕК
НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
зимнее солнцестояние
23 декабря
21-22 декабря
весеннее равноденствие
24-25 марта
20-21 марта
летнее солнцестояние
23-24 июня
21-22 июня
осеннее равноденствие
23 сентября
22-23 сентября