полку Игореве» называет русский народ «Дажьбоговыми внуками», поскольку наши предки думали,
что их родословная происходит от богов.
Хорс – бог солнца-светила, вероятно, дополняющий образ Дажьбога-Солнца (солнце – признак
Белого Света).
Семаргл – священный крылатый пес, охраняющий семена и посевы, посредник между
верховным божеством неба и землей, могучий защитник добра.
На третьем этапе развития русской языческой религии наметилась тенденция к единобожию
(монотеизму). В условиях военных походов на Балканы в VI в. и в процессе создания Киевского
государства IX – X вв. Перун выдвигается на первое место. Перун-Громовержец стал богом
княжеско-дружинных социальных верхов, покровителем воинов, оружия, войн. В договорах Х в. с
греками русские князья клялись двумя богами: Перуном и «скотьим богом» Велесом, ставшим богом
богатства и торговли.
В целях религиозно-идеологического подкрепления государственности и власти киевских
князей юный Владимир провёл около 980 г. языческую реформу. Это была попытка создания
общегосударственного пантеона и государственного культа. По словам летописца, Владимир собрал
на холме у княжеского двора кумиров шести богов и велел молиться им и приносить жертвы. Во
главе пантеона стоял Перун – начальнейший и первостатейный бог, понимаемый, видимо, не просто
как первый из богов, но как заместитель всех богов. Стан его был вырезан из дерева, голову имел
серебряную, усы и уши золотые, ноги железные, в руках держал камень, украшенный рубинами и
карбункулом. Под ним постоянно горел огонь. В Киеве и Новгороде были его храмы. В жертву
Перуну приносили волов и пленников.
В пантеон вошли также древние божества неба, земли и «белого света» – Стрибог, Макошь и
Дажьбог, и божества дополнительного характера: Хорс, дополняющий Дажьбога, и Семаргл,
дополняющий Макошь. В литературе существуют различные толкования по поводу подбора богов.
Можно согласиться с академиком Б.Рыбаковым, который видит здесь обдуманную теологическую
систему жречества, противопоставленную христианству: Бог-отец – Стрибог, Бог-сын – Дажьбог (с
прибогом Хорсом) и Матерь Божья – Макошь. Крылатый Семаргл может быть сопоставим с
ангелами. В пантеон не вошли широко почитаемые на Руси, но недостаточно благопристойные боги:
Род, изображавшийся в виде фаллоса, и Велес, связанный с разгульными карнавалами звериных
масок в дни зимних святок. В целом, княжеский пантеон вполне мог способствовать ведению
богословских споров волхвов с христианами.
С возникновением государства языческий культ приобрёл новую, политическую функцию. Он
стал средством политического воздействия на народ. Но в этой роли язычество явно уступало любой
монотеистической религии. Кроме того, внешнеполитические амбиции и торговые интересы не
способствовали дальнейшему развитию язычества.