Стр. 32 - 2

Упрощенная HTML-версия

ЛЕЧЕБНАЯ МАГИЯ
Важное место в языческой культуре славян занимали накопленные в течение многих веков
эмпирические знания и практические навыки оказания помощи больным и раненым людям.
Относительно высокой ступени развития народная медицина достигла приблизительно во II-III вв.
На заре истории врачевание было коллективным занятием всех общинников. Этот опыт
народной медицины умножался и передавался из поколения в поколение. Позднее, в период
разложения первобытного общества, появились профессиональные служители религиозного культа,
в сферу деятельности которых входило и врачевание. К этому времени можно отнести начало
формирования лечебной магии. Для выполнения всё усложнявшихся таинственных обрядов нужны
были посвящённые люди. Ими стали знахари, пользовавшиеся всеобщим уважением за умение
лечить болезни людей и животных, и одновременно подозреваемых в общении с нечистой силой.
Свой опыт они хранили в секрете и передавали от родителя детям. В практике знахаря были как
рациональные знания и приёмы (лечебные средства растительного, животного и минерального
происхождения, психологическое воздействие, рукодействие, гигиенические навыки), так и
иррациональные, отражавшие языческое мировоззрение общества.
В фольклоре и древнерусской литературе отразились народные взгляды на причины различных
заболеваний. Считалось, что болезни на человека насылали злые духи, боги, колдуны, люди с
дурным глазом. Видимо, в средние века сложились представления об особых демонах болезней,
которых представляли по-разному: в облике женщины в белом, красном или чёрном одеянии;
красивой девушки с длинными волосами; уродливой бабы с костлявыми длинными руками,
оскаленными зубами и огненными глазами. Например, оспа – это безобразная женщина с пузырями
вместо глаз и ядом на языке: кого она оближет, тот сразу же заболеет. Иногда болезни
представлялись в виде животных: лягушки (оспа), ежа (корь), бабочки или мухи (лихорадка) и т.д.
Из восточных сказаний в народную культуру проникла полуязыческая легенда о двенадцати
лихорадках (иногда их 7, 9, 77) – дщерях царя Ирода, проклятых Богом за смерть Иоанна Крестителя
и заживо провалившихся под землю. С тех пор они служат дьяволу, который посылает их на землю
помучить людей: «тело жечь и знобить, белы кости крушить». Каждая из сестёр имеет своё имя:
Ломиха (ломея), Глохня (глухея), Огниха (огнея, огненная), Трясуха (трясучка, трясавица, трясца,
трясея); Желтуха (желтея, желтуница); Грудица (грынуша, грудея); Гнетуха (гнетея, гнетучка,
гнетница); Пухнея (пухлея, пухлая); Ледея (ледиха), Коркуша (корчея), Глядея, Огнеястра или Невея.
В виде косматых, распоясанных старух или вовсе нагие лихорадки ходят по ночам, стучат в окна
клюкой или кличут людей по имени – кто отзовётся, к тому они и пристанут. Если лихорадка
пролётом коснётся губ, то они обмечутся, а если она коснётся всего человека, то нападёт трясавица.
Как нашествие невидимых навий (злых душ мёртвых) на конях (видны были только конские копыта),
которые рыскали по городу и «уязвляли» осмелившихся выйти из дому, описал летописец эпидемию
1092 г. в Полоцке.
Душевные болезни воспринимались как проявление божьей воли или гнева, о чём говорят
названия недугов («божья немочь») и больных («божевольные», «божегневные»). Заболеть можно
было и от порчи, т.е. злого насыла, наговора «недобрых людей». Порча могла выражаться в разных
формах: кликушества (женских припадков с криками), падучей, беснования, колотья в груди, болей в
животе и других недугов, вплоть до смерти. Способов навести порчу также множество: сглазом
(«озевать» дурным глазом), по следу (вынуть земли из-под ступни прохожего и бросить её на дерево
– хворь не пройдёт, пока дерево не засохнет), от изурочья (заочная посылка порчи в пище, по воде,
по ветру), от удара или щипка тела, от заговора, относом (вещи с заразного больного отнести на
дорогу – кто их поднимет, тот и захворает) и т.д.
Вера человека в способность таинственных сил природы предрекать судьбу использовалась для
того, чтобы узнать о своём здоровье, долгой жизни или скорой смерти. Например, на «зелёные
святки» гадали на венках: чей венок не засох, тому долго жить; чей же засох, тому жить недолго. А
если засохший венок ещё и утонул в воде – смерть жди в этом году. На зимние святки гадали по
ложкам, оставленным на ночь в скрытном месте: перевёрнутая ложка означала смерть,
повернувшаяся на бок – болезнь, в обыкновенном положении – долгую жизнь. Зажигали, кроме того,
берёзовую лучину, смоченную водой: если горит с искрами – к болезни, горит ясно – к долгой
жизни.