Праславянских рожаниц звали Лада и Леля (Лёля, Ляля). Лада – великая богиня весенне-
летнего плодородия и покровительница свадеб, брачной жизни. Леля – ее дочь, богиня весны,
расцветающей обновленной природы. В честь Лады пели песни под Новый год и весною на зеленые
святки с 9 марта по 29 июня.
Очень древним земледельческим божеством, восходящим к энеолиту, а может быть, и к
неолиту, следует считать Макошь (Мокошь) – Мать Урожая, Мать Судьбы, богиню жизненных благ
и изобилия, олицетворение всей земной природы. Она же Мать-сыра-земля, в честь которой
приносили в жертву иногда даже младенцев. Атрибутом ее был рог изобилия. Часто на
изображениях ее сопровождали русалки. Макошь считалась также покровительницей женских работ.
В поздней русской ритуальной вышивке богиня земли изображалась как центральная фигура
композиции: на полотенцах для весенних обрядов – с воздетыми к небу руками, как бы молящая
верховное небесное божество о солнце и дожде для засеянного поля; к дням летнего солнцестояния
(«Купала») – в окружении солнечных дисков и с руками, опущенными к земле, уже произрастившей
растения. Образ Макоши сопровождают две рожаницы – Лада и Леля, стоящие по сторонам богини-
матери. Причем, сюжет с женской фигурой, воздевшей к небу руки, и с птицами по сторонам
известен у праславян уже в VII в. до н.э.
На смену архаичным представлениям о Небесных Владычицах-рожаницах пришло
патриархальное мужское божество Род («Рождающий») – величественный бог неба и вселенной,
повелитель мира. Восточнославянский всеобъемлющий и вездесущий бог Род находился на небе и
«вдувал жизнь» во все живое посредством дождевых капель, поэтому его идол имел фаллическую
форму. Верховное божество называли и другими именами: Сварог («Небесный»), Святовит
(«Священный Свет»), Стрибог («Отец-бог»).
Род и рожаницы стали дополнять друг друга. Создавалось новое распределение функций:
небом и миром управляло мужское божество, а землей, природой, плодородием – женские.
Отражением могущественной силы Верховного божества являлись различные боги и божки,
наделенные также большой силой и властью, но олицетворявшие только отдельные силы природы
или стороны человеческой жизнедеятельности.
В протославянские неолитическо-охотнические времена зародился культ Велеса (Волоса).
Предполагают, что Велес потеснил культ лосих-рожаниц и стал хозяином леса, божеством
охотничьей добычи, выступавшим в обличье медведя. При переходе к скотоводству повелитель
лесного зверья мог быть переосмыслен в покровителя одомашненного зверья, стал «скотьим богом»
и получил обличье быка-тура. С возрастанием земледелия архаичная связь Велеса с убитым зверем
стала осмысливаться шире – как с миром мертвых вообще. Интересно, что в XIX веке у русских
крестьян был обычай жертвовать «Волосу на бородку» последнюю горсть колосьев, оставшуюся на
сжатой ниве, чтобы задобрить предков, покоившихся в земле и помогавших ее плодородию. Здесь
Велес предстает как божество, связанное с плодородием почвы. В средневековье Велес
представлялся бородатым мужчиной с огромным турьим рогом, рогом изобилия, в руке и почитался
как бог богатства, покровитель земледельческо-скотоводческого хозяйства. Моления этому божеству
устраивались в «велесовы дни» 2 или 6 января, на масленицу, в первый выгон скота на пастбище, в
последний день жатвы.
Группу божеств, связанных с плодородием, вместе с Родом и Велесом составил Ярило-Яровит
– умирающий и воскрешающий бог плодородия, весенней «ярой» плодоносящей силы. Весной ему
поклонялись, а 4 июня, в «Ярилин день», хоронили его чучело, когда хлеб начинал колоситься и
божья «ярость» была уже не нужна. Вероятное время появления культа Ярилы - первая половина I
тыс. н.э.
Древнейшим является культ Перуна. Как бог грозы, молнии и грома он почитался у многих
индоевропейских племен. В протославянскую эпоху возник культ Перуна-Громовержца, грозного
божества первых племенных дружин, конных пастухов-воителей. Перуну посвящался один день
недели - четверг. Славяне верили, что делу, начатому в четверг, сулит удача. В Перунов день 20
июля богу приносили в жертву быка или петуха.
В скифский период (середина Iтыс. до н.э.) у праславян-сколотов появилось несколько богов с
иранскими именами: Стрибог, Дажьбог, Хорс и Семаргл. Стрибог – бог-отец, бог неба, дед ветров,
одно из имен-эпитетов главного всеобъемлющего божества.
Дажьбог (Солнце, сын Сварогов) – древнее божество природы, солнечности, «белого света»,
податель благ, связан с сезонным солнечным теплом, временем вызревания урожая. Автор «Слова о