Стр. 28 - 2

Упрощенная HTML-версия

] гребень – символ здоровья;
] топорик – создание своего поля, постройка своего дома;
] «утко-кони» (лошадки с утиным туловищем) – символ дневного и ночного движения солнца.
Полукруглая дужка с двумя колечками у основания и третьим в центре трактуется как
схематичное изображение небосвода с движущимся по нему солнцем. Амулет может выражать
примерно следующее пожелание:
Да будет счастлива ваша семья,
Живите вы в сытости и благоденствии,
Будьте вы крепки и здоровы,
Пусть неприкосновенным будет ваше имущество,
И да разыдутся враги ваши!
И да будет так, пока солнце светит! [3]
Рассмотренный комплект предполагал длительное воздействие, благодаря включению в него
элементов мироздания (небосвод). Но обычно обереги состояли из отдельных предметов, не
выражали развернутых представлений о мире и служили для предохранения от конкретного зла
именно в данный момент.
В целом, у славян-язычников имелась довольно развитая, хорошо продуманная система
постоянной защиты от повсеместно разлитого в природе злого начала.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЯЗЫЧЕСТВА У СЛАВЯН
В развитии язычества славян можно выделить несколько этапов, накладывавшихся один на
другой. Для первого этапа характерно одухотворение и обожествление природы и вера в добрых и
злых духов – берегинь и упырей. Особо почитались три великие стихии: огонь, вода и земля.
Священным небесным огнем признавалась молния, а поражение ею – наказанием свыше.
Великую очистительную силу имел вытертый из дерева «живой огонь», который использовали в
борьбе с массовыми болезнями людей и домашних животных, а также для разжигания ритуальных
костров во время общинных празднеств.
Водную стихию обоготворяли как порождающее начало жизни, оплодотворяющее землю.
Родники – «прощи» - почитались как хранители и раздаватели таинственных целебных сил, дающие
прощение и отпущение болезней.
Земля почиталась как всеобщий источник жизни, называлась почтительно «мать – сыра земля»
и являлась воплощением святой чистоты. Земле приносили жертвы, ею клялись, перед ней каялись в
грехах. Она кормила, хранила от бед и напастей живых и принимала в свое материнское лоно
мертвых, за исключением нечистых покойников, кости которых или гробы выбрасывала вон.
Обладавшие чарами земля, вода и огонь играли существенную роль в гаданиях.
Славяне также чтили освященные пущи и рощи (жилища богов), старые большие деревья и
деревья с дуплами и со стволами причудливой формы, огромные камни и горы, камни с отпечатками
человеческой ступни и т.п. Им поклонялись и приносили жертвы.
Наряду с этим, вся природа, по представлениям древних славян, была населена духами. По
принципу отношения к человеку они делились на добрых и злых:берегинь и упырей. Это древние,
архаичные наименования олицетворений двух противоположных начал – доброго и злого,
оберегающего человека и враждебного человеку. Злых упырей нужно было отгонять и задабривать
жертвами, добрым берегиням тоже нужно «класть требы», и не только в качестве благодарности, но
и для того, чтобы они проявили активно свою доброжелательность к человеку. Неслучайно
наименование добрых и злых духов имеет множественное число. Дело в том, что и те, и дpyгие
первоначально не были пеpсонифициpованы.
Давно замечена связь слова «беpегиня» с двyмя pазличными понятиями: беpегом водного
пpостpанства и с глаголом обеpегать. Для пеpвобытного pыболова эпохи мезолита и неолита было
совеpшенно естественно соединить понятие о беpеге, о твеpдой надежной земле с понятием
обеpегания, охpаны от нежелательного. В совpеменных pyсских диалектах слово «беpегиня» yцелело
только на Севеpе, где дольше всего сохpанялся аpхаичный охотничье-pыболовческий быт. В какой-
то связи с беpегинями, веpоятно, стоит и «беpеза» – священное деpево славян, обязательная
пpинадлежность летних молений о дожде (в языческие вpемена - 4 июня, а в хpистианские - семик и
Тpоицын день).