Верили в судьбу, которая даруется свыше богами, но при этом считали, что судьба может
меняться по воле доброго или не доброго случая. Судьбу можно было перехитрить, а можно было
договориться с высшими силами, принеся им жертву.
Историк культуры А.П. Забияко пишет: «…. Мифологическое сознание славян не исключало,
что при определенных обстоятельствах возможно свидание человека со своей Долей или Недолей.
Сойдясь с ними лицом к лицу, сметливый молодец найдет слова, чтобы устыдить нерадивую Долю,
отыщет способ перехитрить Недолю – сказки хранят такие сюжеты»[2].
Смерть понимались как переход из мира живых в мир мертвых. Оба мира связаны между
собой. Мёртвые сородичи охраняли землю и помогали взращивать урожай. Живые, в свою очередь,
заботились о мертвых, что нашло отражение в развитом культе почитания предков.
Картина мира язычников-славян нашла воплощение в магических орнаментах вышивки на
одежде, головных уборах и полотенцах; деревянной резьбе, которую делали на домах, домашней
утвари и посуде, а так же символах, нанесенных на ювелирные украшения. Магический орнамент –
это способ вписаться в мировую гармонию, сохранить мир и тем самым защитить от злых духов себя
и своих родных. В одежде охранительным узором покрывались ворот, обшлага рукавов, подол,
разрезы, через которые губительные силы могли проникнуть к человеку. Сама ткань считалась уже
заколдованной во время ее изготовления, так как трепало, прялка, ткацкий стан были обильно
снабжены магическим орнаментом.
В народной архитектуре защитные элементы располагались на воротах, кровле, наличниках
окон. На щипце крыши помещали священное изображение коня, или оленьей головы с рогами, или
богини с воздетыми к небу руками и птицами по сторонам, или солнца. На причелинах домовых
кровель представлена цельная система символов «верхнего» и «среднего» неба: по верхней части
шла зигзаговая или волнистая линия (знак «хлябей небесных»), несколько линий подчеркивали
глубину запасов воды; по нижнему краю причелин, как правило, изображали ряд парных
полукругов-груд (символ груди небесной богини, орошавшей своим молоком землю). Ниже небес на
досках – «полотенцах», спускавшихся от причелин вниз, размещались солярные знаки,
показывавшие дневной путь солнца. Отмечено несколько типов солнечных знаков: круг с 6
радиусами («громовой знак» или «колесо Юпитера»), круг с 4 или 8 лучами, полукруг с 3 лучами
(восход или заход солнца), круг с несколькими дугообразными линиями («бегущее» солнце).
Рядом с солярными символами почти всегда имелись знаки земли, поля: ромб или квадрат,
поставленный на угол и разделенный на четыре части; ромб или прямоугольник, прочерченные
вдоль и поперек, эти же фигуры, образованные рядами небольших отверстий.
Орнаментальные композиции наличников были различными. На одних преобладали солнечные
знаки. Другие имели полукруг с восходящим солнцем или двускатное покрытие в середине верхнего
карниза с символами «хлябей небесных», а также две стилизованные фигуры богинь-рожаниц с
символами растительного плодородия, размещавшиеся по обеим сторонам «небосвода». На третьих
имелась только одна центральная фигура со зверями по сторонам – архаичная «Владычица зверей».
Более интересны вторая и третья композиции, выполненные соответственно в аграрном и
зооморфном стиле, отражавшие две разные стадии восприятия природы и божественных сил,
управлявших ею.
Домашние предметы, посуду часто украшали знаками как «белого света», так и подземного
мира. Широко известны ковши, ендовы, ручки которых вырезаны в виде коней, лебедей или уток, на
груди у которых – огромный знак солнца, а жидкость внутри сосуда символизировала, очевидно,
подземный океан. Есть также ручки ковшей, оформленные в виде головы ящера. Символика в
одежде, жилище, домашней утвари не только защищала от злых духов, но и воздействовала на
благожелательные силы природы, взывала к их помощи в жизнедеятельности древних славян.
Этому же служили амулеты-обереги, которые носили на шее, в области сердца или у пояса.
Они были в виде отдельных подвесок или целых наборов. Рассмотрим, например, амулет-талисман,
предназначенный для молодоженов. Он представлял собой набор предметов, скрепленных
металлическими цепочками и подвешенных к полукруглой дужке. В набор могло входить разное
количество предметов, выражавших те или иные пожелания молодым:
] ложка – символ сытости и благосостояния;
] птица, рыба – символы семьи, семейного счастья;
] ключ – сохранность имущества;
] челюсть или зуб хищника, нож – отпугивание зла;