ЯЗЫЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА СЛАВЯН
У славян языческая культура была довольно развитой. Была мифология, пантеон главных
божеств и жрецы – волхвы. Системообразующими, как и в других архаических культурах, были
представления о дуальности мира, разделении его на сакральное и мирское.
Древний славянский образ мира восходит к индоевропейским временам и довольно
расплывчат. Считалось, что земля плоская, она либо плавает в воде, либо стоит на четырех быках. У
нее есть край, но дойти до него мало кому удавалось, и оттуда не было возврата. Небо сравнивали с
натянутой над землей бычьей шкурой, большой крышкой и т.п. На нем подвешивались или вели свой
путь солнце, луна и звезды. Небес было много – до семи. Солнце каждые сутки окуналось в море или
уходило за край земли немного остыть. Дождевые тучи воспринимались как небесные стада
крупного рогатого скота, облака – молочные коровы, дождь – небесное молоко, а также семя,
оплодотворяющее землю (отсюда отождествление неба с отцом, а земли с матерью).
В бронзовом веке прочно закрепилось несколько иное представление. По этой версии мир
состоял из трех частей: земли, небес и подземно-водной зоны. «Мать-сыра земля» насыщена влагой,
питает корни растений. Олицетворяла плодоносящую землю богиня Макошь. Небо делилось на два
яруса: «верхнее небо» с запасами дождевой воды («хляби небесные»), которыми распоряжалось
высшее божество (Стрибог, Сварог, Род), «среднее небо» – воздушное пространство, по которому
двигались Солнце и Луна – царство Дажьбога. Между ними располагался гигантский прозрачный
купол «тверди небесной», раскрывавшийся по велению Бога и пропускавший дождь к земле. Дождь
со времен энеолита уподоблялся потокам молока Матери-богини, а дождевые капли и в
средневековом русском языке назывались грудами. Солнце совершало свой дневной путь по небу на
конях, а ночью переплывало по подземному океану на утках (лебедях) или в пасти ящера – хозяина
«нижнего мира».
Как можно судить по Сбручскому идолу, к IX веку у славян сформировалось представление о
трёхмерности мироздания: 1) небо - мир Прави, мир богов 2) земля-мир Яви, мир людей, 3)
подземелье-мир Нави, где обитают навии – неприкаянные души умерших. Символически три уровня
бытия изображали в виде дерева или креста (Крона дерева – небесный мир, ствол – земной, корни –
подземный). Горизонтально пространство делилось на четыре стороны света, которым
соответствовали четыре ветра. Т.к. по вертикали три измерения, а по горизонтали – четыре, то числа,
полученные прибавлением и умножением 3 и 4, являлись священными. Пример: 7 небес, 12 месяцев
и т. д.
Пространство также делилось на свое – доброе и чужое – враждебное.Свой упорядоченный
мир ограждали от чужого, грозящего опасностью мира. В связи с этим в славянской традиции
сложилась развитая система защиты от воздействия злых сил, в которой можно выделить три уровня:
v индивидуальная;
v защита дома и семьи;
v защита деревни, общины.
Отдельного человека могли защитить амулеты-обереги, вышивка на одежде,
заклинания.Средствами охраны дома считались резные украшения его фасада (кровли, наличников,
ворот) и предметов быта, вышивка на полотенцах и других предметах, а также «чурка» – деревянная
фигурка домового, защитника семьи и границ дома. При раскопках в Новгороде было найдено
множество таких фигурок.Магическими свойствами защиты пространства наделялся и круг. Отсюда
пристрастие славян к круглой планировке и использование мотива круга в искусстве и быту. Что же
касается сил, оберегающих общину, то их роль исполняли идолы, установленные на капище.
Время в восприятии славян-язычников было циклическим, т. е. понималось как бесконечное
повторение циклов, это время без начала и конца (для современного человека время –
линейное).Любой момент времени в суточном, годичном и эпохальном круге был наделён
определённой сакральностью, но уровень её существенно различается. Так, в сутках есть «добрые» и
«недобрые» часы, особо критические моменты – полдень, полночь, рассвет и закат. Год понимался
древним человеком как замкнутый круг, цикл, который всегда повторяется. Название месяца
соответствовало природным явлениям, типичным для данного периода. Год начинался с марта, когда
природа пробуждалась к жизни. С началом нового года славяне освобождались от всего
состарившегося, от мертвой природы, освобождая место новым силам.