эта система себя не оправдала и была отменена, т. к. занятость на предприятиях снижала качество
получаемых знаний, в то же время массы временных рабочих-школьников и будущих студентов
приносили народному хозяйству больше вреда, чем пользы. И все же успехи были достигнуты
немалые: в 1958 - 59-м учебном году вузы СССР выпустили в 3 раза больше инженеров, чем в США.
Больших успехов в конце 50 - начачале 60-х гг. достигли советские ученые. На переднем крае
развития науки держалась физика, ставшая в сознании людей той эпохи символом научно-
технического прогресса и торжества разума. Работы советских физиков получили всемирную
известность. Нобелевскими лауреатами стали Н. Н. Семенов (1956 г., исследование химических
цепных реакций), Л. Д. Ландау (1962 г., теория жидкого гелия), Н. Г. Басов и А. М. Прохоров (1964
г., совместно с И. Таунсом, труды по радиоэлектронике, создание первого квантового генератора -
мазера). В СССР была пущена первая в мире атомная электростанция (1954 г.), построен самый
мощный в мире ускоритель протонов - синхрофазотрон (1957 г.). Под руководством ученого и
конструктора С. П. Королева разрабатывалась ракетная техника. В 1957 г. был осуществлен запуск
первого в мире искусственного спутника, а 12 апреля 1961 г. Ю. А. Гагарин совершил первый в
истории человечества полет в космос.
Существенное, хотя и временное, ослабление тоталитарного контроля государства, общая
демократизация способов управления культурой значительно оживили творческий процесс. Раньше
и живее всего на изменение ситуации отреагировала литература. Большое значение имела
реабилитация некоторых репрессированных при Сталине деятелей культуры. Советский читатель
заново открыл для себя многих авторов, имена которых замалчивались в 30-40-х г.: заново вошли в
литературу С. Есенин, М. Цветаева, А. Ахматова. Характерной чертой эпохи стал массовый интерес
к поэзии. В это время появляется целая плеяда замечательных молодых авторов, чье творчество
составило эпоху в русской культуре: это поэты-«шестидесятники» Е. А. Евтушенко, А. А.
Вознесенский, Б. А. Ахмадулина, Р. И. Рождественский. Огромную аудиторию собирали
поэтические вечера, происходившие в аудитории Политехнического музея. Широкую популярность
обрел жанр авторской песни, в которой автором текста, музыки и исполнителем являлся, как
правило, один человек. Официальная культура относилась к самодеятельной песне настороженно,
издание пластинки или выступление по радио или на телевидении было редкостью. Широкую
доступность произведения бардов обрели в магнитофонных записях, которые тысячами расходились
по стране. Настоящими властителями дум молодежи 60-70-х гг. стали Б. Ш. Окуждава, А. Галич, В.
С. Высоцкий.
В прозе однообразная парадность сталинского соцреализма сменилась обилием новых тем и
стремлением изображать жизнь во всей присущей ей полноте и сложности. Особым духом
творческих исканий проникнута литература писателей-«шестидесятников»: Д. А. Гранина (Германа)
(«Иду на грозу» 1962 г.), Ю. Н. Нагибина («Далекое и близкое» 1965 г.), Ю. П. Германа («Дорогой
мой человек» 1961 г.), В. П. Аксенова («Звездный билет» 1961 г.). Много интересного было создано в
жанре фантастической литературы. Философской глубиной, необычайно широким культурным
диапазоном отличаются произведения писателя и ученого И. А. Ефремова («Туманность
Андромеды» 1957 г., «Лезвие бритвы» 1963 г.) и братьев А. Н. и Б. Н. Стругацких («Понедельник
начинается в субботу» 1965 г., «Трудно быть богом» 1966 г., «Пикник на обочине» 1972 г.).
В произведениях, посвященных Великой Отечественной войне, героически возвышенные
образы сменяются изображением тяжести военных будней. Писателей интересует обыкновенный
человек в условиях фронта: на смену несгибаемому Мересьеву приходит герой, которому знаком и
страх, и боль, и душевное смятение. Новую правду о войне раскрыли в своих произведениях Ю. В.
Бондарев (роман «Батальоны просят огня» 1957 г.), К. М. Симонов (роман-трилогия «Живые и
мертвые» 1959 - 1971 гг.)
Важную роль в литературной жизни 60-х гг. играли литературные (толстые) журналы. В 1955 г.
вышел первый номер журнала «Юность». Среди журналов выделяется «Новый мир», который с
приходом туда в качестве главного редактора А. Т. Твардовского обрел особую популярность среди
читателей. Именно в «Новом мире» в 1962 г. с личного разрешения Н. С. Хрущева была
опубликована повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», в которой впервые
литература коснулась темы сталинского ГУЛАГа.
Однако до полной свободы творчества в годы «оттепели» было далеко. Рецидивы сталинских
методов обращения с деятелями культуры случались периодически. В критике по прежнему время от
времени слышались обвинения в «формализме», «чуждости» в адрес многих известных писателей: А.