неоклассики призвано было выразить силу и мощь тоталитарного государства. Примером
сталинского ампира являются здание Министерства иностранных дел (арх. М. Минкус) и главный
корпус МГУ (архитекторы Б. М. Иофан, Л. В. Руднев, С. Е. Чернышёв, П. В. Абросимов, А. Ф.
Хряков, В. Н. Насонов, скульптурное оформление фасадов - работы мастерской В. И. Мухиной),
Арка Главного входа ВДНХ и фонтан «Дружба народов» на территории ВВЦ .
После войны главной задачей архитекторов было восстановление разрушенного войной. Почти
заново пришлось отстраивать Сталинград, Киев, Минск, Новгород. В стилистическом отношении
продолжает господствовать неоклассика - «сталинский ампир». В Москве возводятся знаменитые
увенчанные шпилями высотки, в которых традиции античной архитектуры переплетаются с
элементами древнерусской. Наиболее удачным принято считать здание Московского университета
на Воробьевых горах.
Быстро развивается в годы сталинского тоталитаризма кинематограф. Увеличивается
количество снимаемых картин. Новые возможности окрылись с появлением звукового кино. В 1938
г. на экраны выходит фильм С. М. Эйзенштейна «Александр Невский» с Н. К. Черкасовым в главной
роли. В кино утверждаются принципы социалистического реализма. Снимаются фильмы на
революционную тематику: «Ленин в Октябре» (реж. М. И. Ромм), «Человек с ружьем» (реж. С. И.
Юткевич); фильмы о судьбе человека-труженика: трилогия о Максиме «Юность Максима»,
«Возвращение Максима», «Выборгская сторона» (реж. Г. М. Козинцев); комедии: «Веселые ребята»,
«Волга-Волга» (реж. С. А. Герасимов), «Свинарка и пастух» (реж. И. А. Пырьев). Огромной
популярностью пользовался фильм братьев (в действительности же только однофамильцев, «братья»
- своеобразный псевдоним) Г. Н. и С. Д. Васильевых – «Чапаев» (1934 г.).
Великая Отечественная война способствовала дальнейшему развитию военно-патриотической
тематики. В этот период выходят на экран фильмы «Секретарь райкома» реж. И. А. Пырьев,
«Нашествие» реж. А. М. Роом, «Два бойца» реж. Л. Д. Луков и др. Историческое кино было
представлено первой серией фильма «Иван Грозный» (реж. С. М. Эйзенштейн), вышедшей на экраны
в 1945 г.
ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ В ГОДЫ «ОТТЕПЕЛИ»
Шестидесятые – годы хрущёвской оттепели, годы неоправдавшихся надежд. Казалось, если
глава государства осудил культ личности, то тоталитарная система будет полностью сломлена,
открыв дорогу подлинной демократизации и свободе творчества. Но Хрущёв прочитал свой
знаменитый доклад на закрытом заседании XX съезда, а текст был опубликован только спустя 33
года! «Оттепель» характеризовалась отдельными полумерами, полушагами в сторону
демократизации, оставлявшими страну на распутье. Но, как показали двадцатые годы, абсолютно
противоречивые начала не уживаются на одной почве: рано или поздно одно должно поглотить
другое. Что и случилось в семидесятые, когда ударили брежневские «заморозки».
Разоблачение культа личности Сталина, произошедшее на ХХ съезде КПСС в 1956 г.
ознаменовало начало нового периода в жизни нашей страны. Начавшиеся вслед за съездом
демократические преобразования, общая либерализация общественной жизни носили, однако,
половинчатый характер. Не имея политической воли довести начатое до конца, инициатор этого
процесса первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев сам со временем оказался жертвой реванша
консервативных элементов административно-командной системы. Сталинский тоталитаризм
вернулся в обличии брежневского «застоя». Эпоха Хрущева как краткий период относительной
свободы получила название «оттепель».
Серьезные реформы в эти годы были проведены в сфере образования. В 1958 г. был принят
закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного
образования в СССР». Этот закон положил начало школьной реформе, которая предусматривала
введение обязательного 8-летнего образования (вместо 7-летнего). «Связь школы с жизнью»
заключалась в том, что все желавшие получить полное среднее образование (11 классов) и в
дальнейшем поступить в вуз, должны были в течение последних трех лет учебы по два дня в неделю
работать на промышленных предприятиях или в сельском хозяйстве. Вместе с аттестатом зрелости
выпускники школ получали свидетельство о рабочей специальности. Для поступления в высшее
учебное заведение также требовался стаж работы на производстве не менее двух лет. Впоследствии