Стр. 270 - 2

Упрощенная HTML-версия

«Весна на Одере» 1949 г.). Историю трех поколений рабочей династии изобразил в своем романе
«Журбины» (1952 г.) В. А. Кочетов.
В изобразительном искусстве классикой соцреализма в стали работы Б. В. Иогансона. В 1933 г.
была написана картина «Допрос коммунистов».
В отличии от появившихся в то время в изобилии «картин», изображающих и прославляющих
Вождя или нарочито оптимистических полотен вроде «Колхозного праздника» С. В. Герасимова,
работа Иогансона отличается большой художественной силой - несгибаемая воля обреченных на
смерть людей, которую мастерски удалось передать художнику, трогает зрителя независимо от
политических убеждений. Кисти Иогансона принадлежат также большие картины «На старом
уральском заводе» и «Выступление В. И. Ленина на 3-м съезде комсомола». В 30-е года продолжают
работать К. С. Петров-Водкин, П. П. Кончаловский, А. А. Дейнека, серию прекрасных портретов
современников создает М. В. Нестеров, пейзажи Армении нашли поэтическое воплощение в
живописи М. С. Сарьяна. Интересно творчество ученика М. В. Нестерова П. Д. Корина. В 1925 г.
Кориным была задумана большая картина, которая должна был изображать крестный ход во время
похорон. Художником было сделано огромное количество подготовительных этюдов: пейзажи,
множество портретов представителей православной Руси, от нищих до церковных иерархов.
Название картины предложил М. Горький – «Русь уходящая». Однако после смерти великого
писателя, оказывавшего художнику покровительство, работу пришлось прекратить. Наиболее
известной работой П. Д. Корина стал триптих «Александр Невский» (1942 г.).
В тяжёлые для страны 40-е годы особенно востребованным становиться жанр плаката. В самом
начале войны появился необыкновенный по эмоциональной силе плакат И. М. Тоидзе «Родина-мать
зовет!». Много работали в жанре плаката Кукрыниксы (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А.
Соколов). Возрождаются традиции «Окон РОСТА», которые теперь именуются «Окна ТАСС».
Военная тема нашла выражение в станковых произведениях А. А. Дейнеки «Оборона Севастополя»
(1942 г.), А. А. Пластова «Фашист пролетел» (1942 г.), С. В. Герасимова «Мать партизана» (1943 г.).
В послевоенные годы тема Великой Отечественной войны остаётся ведущей в искусстве. Она
нашла отражение в картинах Ю. М. Непринцева «Отдых после боя» («Василий Теркин» 1951 г.), А.
И. Лактионова «Письмо с фронта»(1947 г.). Особенностью названных картин является то, что в
каждой из них война представлена не батальными, а бытовыми сценами. Художникам удалось
передать атмосферу военного времени. Классикой социалистического реализма стала картина
украинской художницы Т. Н. Яблонской «Хлеб» (1949 г.).
Большое распространение имели картины, тяготеющие к повествовательности в духе традиций
передвижников. Широкой известностью в советское время пользовалась картина Ф. П. Решетникова
«Опять двойка» (1952 г.).
Вершиной развития скульптуры социалистического реализма стала композиция «Рабочий и
колхозница» Веры Игнатьевны Мухиной (1889-1953). Скульптурная группа была изготовлена В. И.
Мухиной для советского павильона на всемирной выставке в Париже в 1937 г.
В архитектуре начала 30-х гг. ведущим продолжает оставаться конструктивизм, широко
использовавшийся для строительства общественных и жилых зданий. Эстетика простых
геометрических форм, свойственная конструктивизму, повлияла на архитектуру Мавзолея Ленина,
построенного в 1930 г. по проекту А. В. Щусева. Мавзолей по-своему замечателен. Архитектору
удалось избежать излишней помпезности. Гробница вождя мирового пролетариата представляет
собой скромное, небольшое по размерам, очень лаконичное строение, прекрасно вписывающееся в
ансамбль Красной площади.
К концу 30-х гг. функциональная простота конструктивизма начинает сменяться неоклассикой.
В моду входит пышная лепнина, огромные колонны с псевдоклассическими капителями,
проявляется гигантомания и склонность к нарочитому богатству убранства, часто граничившему с
безвкусицей. Стиль этот иногда именуют «сталинским ампиром», хотя с настоящим ампиром, для
которого характерна прежде всего глубочайшая внутренняя гармония и сдержанность форм, в
реальности его роднит лишь генетическая связь с античным наследием. Великолепие сталинской