развитии советского романа. Огромную популярность имело творчество Н. А. Островского, автора
романа «Как закалялась сталь» (1934 г.), посвященного эпохе становления Советской власти.
Главный герой романа - Павка Корчагин был образцом пламенного комсомольца. В творчестве Н.
Островского, как ни у кого, другого проявилась воспитательная функция советской литературы.
Идеальный персонаж Павка стал в реальности примером для широких масс советской молодежи.
Классиком советского исторического романа стал А. Н. Толстой («Петр I» 1929-1945 гг.). Двадцатые-
тридцатые годы время расцвета детской литературы. Несколько поколений советских людей выросло
на книгах К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. П. Гайдара, С. В. Михалкова, А. Л. Барто, В. А.
Каверина, Л. А. Кассиля, В. П. Катаева.
Несмотря на идеологический диктат и тотальный контроль, продолжала развиваться и
свободная литература. Под угрозой репрессий, под огнем верноподданной критики, без надежды на
издание продолжали работу писатели, не желавшие калечить свое творчество в угоду сталинской
пропаганде. Многие из них так и не увидели свои произведения опубликованными, это случилось
уже после их смерти.
В 1928 г. затравленный советской критикой М. А. Булгаков безо всякой надежды на
публикацию начинает писать свой лучший роман «Мастер и Маргарита». Работа над романом
продолжалась до самой смерти писателя в 1940 г. Произведение это было издано только в 1966 г.
Еще позже, в конце 80-х, увидели свет произведения А. П. Платонова (Климентова) «Чевенгур»,
«Котлован», «Ювенильное море». «В стол» работали поэты А. А. Ахматова, Б. Л. Пастернак.
Трагично сложилась судьба Осипа Эмильевича Мандельштама (1891-1938). Поэт необыкновенной
силы и большой изобразительной точности, он оказался в числе тех литераторов, которые, приняв в
свое время Октябрьскую революцию, не смогли ужиться в сталинском обществе. В 1938 г. он был
репрессирован.
В 30-е гг. Советский Союз постепенно начинает отгораживаться от остального мира, сводятся к
минимуму контакты с зарубежными странами, проникновение любой информации «оттуда» ставится
под строжайший контроль. За «железным занавесом» остались многие русские литераторы, которые,
несмотря на отсутствие читательской аудитории, неустроенность быта, душевный надлом,
продолжают работать. В их произведениях звучит тоска по ушедшей России. Писателем первой
величины был поэт и прозаик Иван Алексеевич Бунин (1870-1953). Бунин с самого начала не принял
революцию и эмигрировал во Францию, где и прошла вторая половина его жизни. Бунинскую прозу
отличает красота языка, особая лиричность. В эмиграции были созданы лучшие его произведения, в
которых запечатлелась дореволюционная, дворянская, усадебная Россия, удивительно поэтично была
передана атмосфера русской жизни тех лет. Вершиной его творчества считаются повесть «Митина
любовь», автобиографический роман «Жизнь Арсеньева», сборник рассказов «Темные аллеи». В
1933 г. он был удостоен Нобелевской премии.
В годы Великой отечественной войны литература стала важнейшим идейным и духовным
оружием в борьбе с врагом. Многие писатели в качестве военных корреспондентов отправились на
фронт: К. М. Симонов, А. А. Фадеев. Многие погибли: А. П. Гайдар, Е. П. Петров. Советский
татарский поэт М. Джалиль был ранен, погиб в плену. Подъем патриотических чувств, вызванный
войной, стал мощным стимулом к творчеству. Бурный взлет переживает лирика. Большой отклик
среди фронтовиков имели стихотворения Константина Михайловича Симонова (1915-1979) («Жди
меня»). Огромную популярность приобрел Василий Теркин - герой поэмы Александра Трифоновича
Твардовского (1910-1971), простой боец, заводила и балагур. Многие стихи были положены на
музыку и стали песнями, например, «Землянка» А. А. Суркова. В прозе создавались произведения,
посвященные войне (К. М. Симонов «Дни и ночи», А. А. Фадеев «Молодая гвардия.
После войны ведущей темой для литераторов была прошедшая война, однако в официальной
литературе раскрывалась она в то время довольно однообразно. Это не означает, конечно, что ничего
хорошего не было написано. Среди советских писателей следует отметить литературный талант
Бориса Николаевича Полевого (Кампов) (1908-1981). В 1946 г. им была создана «Повесть о
настоящем человеке», в основу которой были положены реальные события: подвиг Героя Советского
Союза летчика А. П. Маресьева, который был ранен, лишился ног, но продолжал летать. В чертах
главного персонажа произведения летчика Мересьева нашел выражение образ советского
положительного героя. Эта повесть - одно из лучших произведений «воспитывающей» литературы
соцреализма, традиции которой были заложены Н. Островским в романе «Как закалялась сталь». О
Великой Отечественной войне и о послевоенном мире писал Э. Г. Казакевич («Двое в степи» 1948 г.,