Стр. 268 - 2

Упрощенная HTML-версия

Значительно изменилась к худшему ситуация в литературе. В начале 30-х гг. пришел конец
существованию свободных творческих кружков и групп. Постановлением ЦК ВКП (б) от 23 апреля
1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» был ликвидирован РАПП. А в
1934 г. на I Всесоюзном съезде советских писателей был организован «Союз писателей», в который
вынуждены были вступать все люди, занимавшиеся литературным трудом. Союз писателей стал
инструментом тотального контроля власти над творческим процессом. Не быть членом Союза было
нельзя, т. к. в таком случае писатель лишался возможности публиковать свои произведения и, более
того, мог быть привлечен к уголовной ответственности за «тунеядство». У истоков этой организации
стоял М. Горький, однако его председательство в ней продолжалось недолго. После его смерти в
1936 г. председателем стал А. А. Фадеев (бывший РАППовец), остававшийся на этом посту на
протяжении всей сталинской эпохи (до его самоубийства в 1956 г.). Помимо «Союза писателей»
были организованы другие «творческие» союзы: «Союз художников», «Союз архитекторов», «Союз
композиторов», в рамках которых осуществлялся идеологический надзор за искусством. В советском
искусстве наступал период единообразия.
Произведя организационную унификацию, сталинский режим принялся за унификацию
стилистическую и идеологическую. В 1936 г. развернулась «дискуссия о формализме». В ходе
«дискуссии» посредством грубой критики началась травля тех представителей творческой
интеллигенции, эстетические принципы которых отличались от «социалистического реализма»,
становящегося общеобязательным. Под шквал оскорбительных выпадов попали символисты,
футуристы, импрессионисты, имажинисты и пр. Их обвиняли в «формалистических вывертах», в
том, что их искусство не нужно советскому народу, что оно уходят корнями в почву, враждебную
социализму. В прессе появлялись статьи: «Сумбур вместо музыки», «Балетная фальшь», «О
художниках-пачкунах». По существу «борьба с формализмом» имела цель, уничтожить всех тех, чей
талант не был поставлен на службу власти. В число «чуждых» в годы сталинского тоталитаризма
попали композиторы Д. Шостакович, С. С. Прокофьев, Н. Я. Мясковский, В. Я. Шебалин, А. И.
Хачатурян, режиссеры С. Эйзенштейн и Г. М. Козинцев, писатели поэты Б. Пастернак, Ю. Олеша, А.
А. Ахматова, М. И. Зощенко и др. Многие деятели искусства были репрессированы. В 1946-48 гг.
были приняты постановления ЦК ВКП (б): «О журналах «Звезда» и «Ленинград»», «О репертуаре
драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь»», «Об опере
В. Мурадели «Большая жизнь»». Преследованиям подверглись многие известные советские
композиторы: Д. Д. Шостакович, писатели и, кинорежиссер
Как уже было сказано, определяющим стилем в литературе, живописи и других видах
искусства стал так называемый «социалистический реализм». Стиль этот имел с настоящим
реализмом мало общего. При внешнем «живоподобии» он не отражал действительность в настоящем
ее виде, а стремился выдать за реальность то, что лишь должно было быть с точки зрения
официальной идеологии. Искусству была навязана функция воспитания общества в строго заданных
рамках коммунистической морали. Трудовой энтузиазм, всеобщая преданность идеям Ленина-
Сталина, большевистская принципиальность - вот чем жили герои произведений официального
искусства того времени. Реальность была гораздо сложнее и в целом далека от провозглашаемого
идеала.
Ограниченность идейных рамок соцреализма стала значительным препятствием развития
советской литературы. Тем не менее в 30-х гг. появляется несколько крупных произведений,
вошедших в историю русской культуры. Самой, пожалуй, масштабной фигурой в официальной
литературе тех лет был Михаил Александрович Шолохов (1905-1984). Выдающимся произведением
является его роман «Тихий Дон», рассказывающий о донском казачестве в годы Первой мировой и
Гражданской войны. Коллективизации на Дону посвящен роман «Поднятая целина». Оставаясь
внешне, в границах соцреализма, Шолохов создал объемную картину жизни донских казаков,
показал трагедию братоубийственной вражды в казачьей среде, развернувшейся на Дону в
послереволюционные годы. Шолохов был обласкан советской критикой. Его литературный труд был
отмечен Государственной и Ленинской премиями, дважды его награждали званием Героя
Социалистического Труда, он был избран академиком АН СССР. Творчество Шолохова получило
мировое признание: за писательские заслуги он был удостоен Нобелевской премии (1965 г.).
В тридцатые годы завершает свой последний роман-эпопею «Жизнь Клима Самгина» Максим
Горький. Метафоричность, философская глубина были характерны для прозы Л. М. Леонова,
создавшего замечательные произведения «Вор» 1927 г., «Соть» 1930 г., сыгравшие особую роль в