Стр. 273 - 2

Упрощенная HTML-версия

А. Вознесенского, Д. А. Гранина, В. Д. Дудинцева. Жестокой травле подвергся Борис Леонидович
Пастернак (1890-1960). В 1955 г. им был закончен главный труд его жизни роман «Доктор Живаго»,
над которым писатель работал в течение 10 лет. Сюжетную канву романа составила жизнь главного
героя, Юрия Живаго, показанная на фоне событий российской истории за более чем
сорокапятилетний срок. «Я закончил роман, писал Пастернак в письме к В. Т. Шаламову, исполнил
свой долг, завещанный от Бога». Журналы отказались принять рукопись. И все же роман был
опубликован. В 1958 г. Пастернаку была присуждена Нобелевская премия по литературе. Советские
власти немедленно потребовали, чтобы Л. Б. Пастернак отказался от нее. В прессе развернулась
очередная «проработочная кампания». Пастернака обвиняли в антинародности, презрении к
«простому человеку». В довершение всего он был исключен из Союза писателей СССР. В
сложившейся обстановке Б. Л. Пастернаку не оставалось ничего кроме как отказаться от награды.
Конфликт губительным образом сказался на здоровье писателя: 30 мая 1960 года его не стало.
В 50-е гг. возник «самиздат» - так назывались машинописные журналы, создававшиеся в
домашних условиях. В этих машинописных журналах, минуя цензуру, печатали свои произведения
молодые писатели и поэты, не имевшие надежды на публикацию в официальных изданиях. Одним из
таких журналов являлся журнал «Синтаксис». Основателем «Синтаксиса» был молодой поэт А.
Гинзбург. В журнале печатались произведения Б. Ахмадулиной, Б. Окуджавы, Е. Гинзбург, В.
Шаламова. За «антисоветскую агитацию» А. Гинзбург был приговорен к двум годам лагерей.
Появление «самиздата» стало одним из проявлений зарождавшегося в кругах интеллигенции
оппозиционного советскому государству движения диссидентов.
Процессы обновления затронули и изобразительное искусство. По-новому трактуется
художниками реализм. Шестидесятые годы - время становления так называемого «сурового стиля» в
советской живописи. В полотнах Д. Д. Жилинского («Молодые скульпторы» 1964 г.), В. Е. Попкова
(«Строители Братской ГЭС» 1961 г.), Г. М. Коржнева (триптих «Коммунисты» 1960 г.) реальность
предстает без обычной в 40-50-е гг. лакировки, нарочитой праздничности и парадности.
Однако далеко не все новаторские течения нашли поддержку у руководства страны. В 1962 г.
Н. С. Хрущев посетил выставку московских художников в Манеже. Авангардная живопись и
скульптура вызвали у первого секретаря ЦК резко отрицательную реакцию. В результате художники
были лишены права продолжать работу и выставляться. Многие вынуждены были покинуть страну,
например, скульптор Э. И. Неизвестный.
Скульпторы работают над созданием мемориальных комплексов, посвященных Великой
Отечественной войне. В 60-е гг. были возведены памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы
на Мамаевом кургане (1963-1967 гг., скульптор Е. В. Вучетич), мемориал на Пискаревском кладбище
в Петербурге (1960 г., скульпторы В. Исаева, Р. Таурит) и др.
Зодчие в 60-х гг. нередко возвращались к архитектурным начинаниям довоенного времени. Так,
в планировке московского кинотеатра «Россия» (1961 г., архитекторы Ю. Н. Шевердяев, Д. А.
Солопов, Э. А. Гаджинская) угадываются формы голосовского Клуба имени С. М. Зуева. В
традициях конструктивизма 20-х гг. построен так называемый Дом нового быта (ДНБ) в одном из
кварталов Новых Черёмушек в Москве (1969 г., архитекторы Натан Абрамович Остерман и др.) —
уникальный жилой комплекс с развитой общественной структурой, предназначавшийся для жильцов
разных возрастов и профессий. Впоследствии он был передан под общежитие МГУ. В противовес
«украшательству» предшествующего периода в архитектуре официальных зданий 60— 70-х гг.
эталоном стали считать прямолинейность и аскетизм, а господствующей формой — бетонный
параллелепипед со сплошными лентами окон. Образцы этого стиля - Кремлёвский Дворец съездов
(ныне Государственный Кремлёвский дворец, 1959—1961 гг.) и ансамбль проспекта Калинина в
Москве (архитекторы Михаил Васильевич Посохин, Ашот Ашотович Мндоянц и др.).
Развивается театральное искусство. Создаются новые театральные коллективы. Среди
возникших в период «оттепели» новых театров следует отметить основанный в 1957 г.
«Современник» (глав. реж. О. Н. Ефремов) и Театр драмы и комедии на Таганке (1964 г., глав. реж.
Ю. П. Любимов, с 1964 г. и до конца своих дней актером Театра на Таганке был В. С. Высоцкий).
В кино по-прежнему значительное место занимает военная тема. Она нашла выражение в
творчестве многих режиссеров: М. К. Калатозов (по пьесе В. С. Розова «Летят журавли» 1957 г.), Г.
Н. Чухрай «Баллада о солдате» 1959 г. Снимаются фильмы, посвященные проблемам молодежи (М.
М. Хуциев «Застава Ильича» 1965 г.), а также легкие романтичные ленты вроде «Я шагаю по
Москве» (реж. Г. Н. Данелия 1964 г.).