понималась в те годы как важная составная часть процесса коллективизации и индустриализации.
Она предполагала создание нового человека – винтика в громадном механизме тоталитарной
системы. Для этого массы ? именно так называли людей в то время ? должны были обладать
элементарными знаниями и навыками. А культура, дающая привилегию думать, осознавать,
рассуждать и свободно творить в данном контексте была бесполезна и даже опасна. Командно-
административная система требует от человека только исполнительность, а не творчество. Поэтому
ставилась задача лишь элементарного окультуривания: массовой подготовки производственных
кадров, ликвидации безграмотности и обязательного школьного образования. При этом система
образования была поставлена под тотальный идеологический контроль, который должен был
обеспечивать полную лояльность по отношению к власти.
Развитие культуры в эпоху сталинского тоталитаризма не подаётся однозначной оценке. С
одной стороны, в эти годы культуре был нанесен большой урон: многие видные писатели,
художники, ученые вынуждены были покинуть страну или погибли. Все труднее было пробиться к
зрителю, читателю, слушателю тем деятелям культуры, которые не уехали, но так и не смогли найти
общего языка с установившейся властью. Разрушались памятники архитектуры: только в 30-е гг. в
Москве были уничтожены Сухарева башня, Храм Христа Спасителя, Чудов монастырь в Кремле,
Красные ворота и сотни безвестных городских и сельских церквушек, многие из которых
представляли историческую и художественную ценность.
Вместе с тем, в отдельных областях культурного развития были достигнуты значительные
успехи. К таковым можно отнести сферу образования. Планомерные усилия советского государства
привели к тому, что доля грамотного населения в России неуклонно росла. К 1939 г. количество
грамотных в РСФСР составляло уже 89 процентов. С 1930/31 учебного года вводилось обязательное
начальное образование. Кроме того, к тридцатым годам советская школа постепенно отошла от
многих не оправдавших себя революционных нововведений: была восстановлена классно-урочная
система, в расписание были возвращены предметы, прежде исключенные из программы как
«буржуазные», например, история, всеобщая и отечественная. С начала 30-х гг. быстро росло число
учебных заведений, занимавшихся подготовкой инженерно-технических, сельскохозяйственных и
педагогических кадров. В 1936 г. был создан Всесоюзный комитет по делам высшего образования.
В годы Великой Отечественной войны сфера образования перенесла большие потери: были
разрушены школьные и вузовские здания, погибли преподаватели, уничтожены библиотеки, музеи.
Важнейшей задачей советского правительства после войны в области культуры стало
восстановление сферы образования. Из бюджета на образование выделялись большие средства
(больше, чем до войны: 2,3 млрд. руб. в 1940 г. и 3,8 млрд. руб. в 1946 г.) К делу восстановления
школьного образования подключилась вся страна. Большое количество новых школьных зданий
было построено методом народной стройки. Со временем, и довольно быстро, удалось восстановить
и даже превзойти довоенное количество учащихся. Страна перешла к системе всеобщего
семилетнего образования, но сделано это было во многом за счет снижения качества, т. к. нехватку
преподавателей в стране пришлось ликвидировать путем создания краткосрочных курсов или
подготовки преподавателей по сокращенной программе в учительских институтах.
Сложными оказались годы тоталитаризма для отечественной науки. В СССР разворачиваются
масштабные исследовательские программы, создаются новые научно-исследовательские институты:
в 1934 г. С. И. Вавилов основал Физический институт АН им. П. Н. Лебедева (ФИАН), тогда же
создан Институт органической химии, в Москве П. Л. Капица создает Институт физических проблем,
в 1937 г. создан Институт геофизики. Продолжают работу физиолог И. П. Павлов, селекционер И. В.
Мичурин. Результатом работы советских ученых были многочисленные открытия как в
фундаментальных, так и в прикладных областях. Возрождается историческая наука и возобновляется
преподавание истории в средней и высшей школе. Создается научно-исследовательский Институт
истории при АН СССР. В 30-е г. работают выдающиеся советские историки: академик Б. Д. Греков -
автор трудов по истории средневековой России («Киевская Русь», «Крестьяне на Руси с древнейших
времен до XVIII в.» и др.); академик Е. В. Тарле - знаток новой истории стран Европы и прежде всего
Наполеоновской Франции («Рабочий класс во Франции в эпоху революции», «Наполеон» и др.).
Но в то же время сталинский тоталитаризм создавал серьезные препятствия для нормального
развития научного знания. Была ликвидирована автономия Академии наук. В 1934 г. она была
переведена из Ленинграда в Москву и подчинена Совнаркому. Утверждение административных
способов руководства наукой привело к тому, что многие перспективные направления исследований