Стр. 265 - 2

Упрощенная HTML-версия

В годы гражданской войны, иностранной интервенции и последующего восстановления
страны большую популярность в качестве орудия идеологической борьбы приобрел плакат.
Лаконичная плакатная графика позволяла вести агитацию в форме, доступной для понимания даже
неграмотному человеку. Замечательным советским графиком был Д. С. Моор (Орлов). Ему
принадлежат поразительные по силе воздействия плакаты: «Ты записался добровольцем?» 1920 г. и
«Помоги» 1921 г. Много сил политическому плакату отдал В. В. Маяковский, показавший себя не
только гениальным поэтом, но и талантливым художником. Вместе с другими художниками (в т. ч.
Моором) Маяковский изготавливал «Окна сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства). В
«Окнах РОСТА» в виде графических рисунков, тиражируемых через трафарет, и стихотворного
сатирического текста до широких масс доносилась самая оперативная информация о положении на
фронтах, велась революционная агитация.
На развитие скульптуры колоссальное влияние оказал ленинский план монументальной
пропаганды, принятый в 1918 г. В соответствии с этим планом по всей стране должны были
устанавливаться памятники, пропагандирующие новые революционные ценности. Для работы были
привлечены видные скульпторы: Н. А. Андреев (ставший впоследствии создателем скульптурной
ленинианы), А. Т. Матвеев, В. И. Мухина. Выдающимся советским скульптором был И. Д. Шадр. В
начале 20-х гг. им были созданы обобщенные образы-типажи людей новой советской эпохи:
«Крестьянин», «Сеятель», «Рабочий», «Красноармеец».
В архитектуре 20-х годов господствующим стилем стал конструктивизм. На Западе принципы
конструктивизма были разработаны известным архитектором Ле Корбюзье. Конструктивисты
старались использовать новые технические возможности для создания простых, логичных,
функционально оправданных форм, целесообразных конструкций. Примером архитектуры
советского конструктивизма могут служить проекты братьев Весниных. Наиболее грандиозный из
них - Дворец труда, который так и не был воплощен в жизнь, но оказал значительное влияние на
развитие отечественного зодчества.
20-е годы оказались плодотворными для отечественного театрального искусства. Наряду с
традиционным театром, в котором продолжали работу актеры старшего поколения: М. Н. Ермолова,
А. М. Южин, А. А. Остужев, В. И. Качалов, О. Л. Книппер-Чехова, возникает новый революционный
театр, проникнутый духом новаторства и творческого поиска. Поиски новых форм сценической
выразительности характерны для театра, работавшего под руководством В. Э. Мейерхольда (ныне
театр им. Мейерхольда). На сцене этого театра были поставлены пьесы В. Маяковского «Мистерия-
буфф» (1921 г.), «Клоп» (1929 г.) и др. Постановкам Мейерхольда свойственна зрелищность,
публицистическая заостренность. Крупный вклад в развитие театра был сделан режиссером 3-й
студии МХАТ Е. Б. Вахтанговым, организатором и руководителем Камерного театра, реформатором
сценического искусства А. Я. Таировым.
Одним из самых важных и интересных явлений в истории культуры 20-х гг. было начало
развития советского кинематографа. Ленин высоко оценивал пропагандистские возможности
киноискуства: «Важнейшим из искусств для нас является кино», - писал он. Развивается
кинодокументалистика, ставшая одним из самых эффективных инструментов идеологической
борьбы и агитации наряду с плакатом. Важной вехой в развитии художественного игрового кино
стал фильм Сергея Михайловича Эйзенштейна (1898 - 1948) «Броненосец Потемкин» (1925 г.),
вошедший в число мировых шедевров.
КУЛЬТУРА В ЭПОХУ СТАЛИНСКОГО ТОТАЛИТАРИЗМА
К концу двадцатых набирает обороты сталинский тоталитаризм, который нашёл
художественное отражение в «Котловане» Платонова и «Поднятой целине» Шолохова. Тридцатые-
сороковые – время упрочения командно-административной системы, основы тоталитаризма, а также
жестокого преследования всякого инакомыслия. Механизм тоталитаризма беспощадно перемалывал
судьбы самых незаурядных и бескомпромиссных деятелей культуры. «Культурная революция»