настоящему вошедших в литературу уже в советское время (Д. А. Фурманов «Чапаев» 1923 г., А. А.
Фадеев «Разгром» 1927 г., М. А. Булгаков «Белая гвардия» 1925 г.). В 20-е гг. начинается
литературная деятельность самородка из семьи казаков М. А. Шолохова («Донские рассказы» 1926
г.).
Модернистские тенденции в литературе проявились в творчестве Е. И. Замятина, автора
фантастического романа-антиутопии «Мы» (1924 г.), произведения, в котором автор изображает
картину жизни некого тоталитарного общества «Единого государства», построенного на
обезличивании и глобальном контроле над жизнью людей. В антиутопии Замятина отчетливо видны
черты нарождающегося советского тоталитаризма, подчеркивается его антигуманистическая
сущность. В русле модернизма написан роман Б. Пильняка (Б. А. Вогау) «Голый год» (1923 г.).
Сатирическая литература 20-х гг. была представлена рассказами М. Зощенко, романами
соавторов И. Ильфа (И. А. Файнзильберга) и Е. Петрова (Е. П. Катаева) «Двенадцать стульев» (1928
г.) и «Золотой теленок» (1931 г.) и др.
В 20-е гг. переживает период расцвета русское изобразительное искусство. Революционные
потрясения, гражданская война, борьба с голодом и разрухой, которые, казалось бы, должны были
снизить активность художественного творчества, в действительности дали ему новый импульс.
Блестящими успехами ознаменовалось развитие русского авангарда, признанные мастера которого
(П. Н. Филонов, К. С. Малевич) продолжают плодотворно работать и в советское время.
Возникают новые творческие объединения. В 1922 г. сложилась самая массовая организация в
советском искусстве 20-х гг. – «Ассоциация художников революционной России» (АХРР),
возникшая на основе Товарищества Передвижников, «Союза русских художников» и т.п. Художники
АХРР выступали против лозунга серебряного века «искусство для искусства», боролись с левыми
направлениями в искусстве и главную задачу свою видели в том, чтобы запечатлеть жизнь
революционной России. Среди членов АХРР было много талантливых художников.
Основоположником советского пейзажа считают А. А. Рылова, в искусстве которого реализм имеет
ощутимый романтический оттенок. Широкую известность получила его картина «В голубом
просторе» (1918 г.), изображающая яркое солнечное утро, сияющее холодной синевой море,
парусник вдалеке и летящих лебедей на первом плане. Мастером пейзажа был К. Ф. Юон,
живописец, график и театральный художник, творческая манера которого сочетала в себе черты
импрессионизма с традициями русского реализма («Купола и ласточки. Успенский собор Троице-
Сергиева монастыря» 1921 г., «Перед вступлением в Кремль. Никольские ворота 2 (15) октября 1917
года» 1926 г .).
Большое место в творчестве художников АХРР занимала историко-революционная тематика.
Создателем живописной «Ленинианы» был И. И. Бродский. Вне зависимости от идеологических
установок некоторые работы Бродского имеют несомненную художественную ценность, например,
«В. И. Ленин в Смольном» 1930 г.. Творчество Бродского воплощает официальное направление в
советском искусстве. Основоположником советской батальной живописи стал М. Б. Греков , автор
произведений «Тачанка» 1925 г., «Трубачи Первой Конармии» 1934 г .).
В 1924 г. из числа бывших членов объединений «Голубая роза» и «Мир искусства» сложилась
творческая группа «4 искусства», в которую наряду с живописцами и графиками входили
архитекторы и скульпторы. Членом этой группы был замечательный живописец К. С. Петров-
Водкин. Увлечение этого художника живописью раннего Возрождения и древнерусской иконописью
оказало сильное влияние на его собственную живописную манеру, для которой характерны
эксперементы с перспективой. Он использовал обычную в древнерусских иконах так называемую
«обратную» перспективу и смелые колористические решения, например в таких работах как
«Купание красного коня» 1912 г., «Смерть комиссара» 1928 г.). Влияние образа Богоматери
чувствуется в полотнах, посвященных теме материнства : «Мать» 1915 г., «1918 год в Петрограде»
1920 г .).
В 1925 г. в Москве выпускники ВХУТЕМАСа организовали «Общество станковистов» (ОСТ).
Его члены выступали против беспредметного искусства, не принимая в то же время и традиционного
реализма АХРРовцев. И тем и другим они противопоставляли «обновленный» реализм,
выразительные средства которого были близки импрессионизму, напоминая в то же время
плакатную или монументальную живопись. Наиболее ярким представителем ОСТа был А. А.
Дейнека, автор полотна «Оборона Петрограда» 1928 г .).