Стр. 244 - 2

Упрощенная HTML-версия

В конце XIX в. в русскую культуру входит кино. «Движущаяся фотография» братьев Люмьер
появилась в России уже на следующий год после изобретения. Первые киносеансы в Москве и
Петербурге состоялись в 1896 г. В 1908 г. была выпущена первая русская игровая картина «Стенька
Разин».Её режиссёром был петербургский фотограф Дранков. Фильм представлял собой
киноиллюстрацию к популярной русской народной песне «Из-за острова на стрежень».
Фильмы тех лет значительно отличались от современных. В среднем они длились 10 - 12
минут. Для их изготовления требовалось 200 - 300 метров плёнки. Изображение было чёрно-белым,
нечётким, картинки двигались неестественно, а звука не было. Очень скоро кино стало бизнесом.
Одним из самых крупных кинопромышленников начала XX был Александр Алексеевич
Ханжонков. Он первый среди русских кинопромышленников занялся производством научно-
популярных, документальных и мультипликационных фильмов. В Москве Александр Алексеевич
построил одну из лучших в стране кинофабрик и открыл несколько кинотеатров, в том числе
«Художественный». За свои заслуги в деле развития русского кинематографа Ханжонков первый из
представителей отечественного кино получил награду от правительства – орден Святого Станислава
2-й степени. В 1911 году он снял первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя», который
длился 1 час 40 минут. Этот фильм по своей сложности представлял собой исключение из правил.
Обычно сценарии первых фильмов умещались на одной-двух страницах. Съёмочных павильонов не
было. Сцены фильма снимали, где придётся. Декорациями служили изображения на холстах. Съёмки
вели всегда с одной точки. На репетиции время не тратили: во время съёмок режиссёр громко
подсказывал актёрам, что следует делать.
Но и здесь были свои тонкости. Так как качество изображения было низким, большое значение
придавалось гриму. Немые фильмы требовали от актёров выразительной мимики и жестикуляции, а
также непрерывного движения в кадре. Со временем в кино появились настоящие мастера своего
дела, профессионалы: актёры, режиссёры, операторы и продюсеры.Самой яркой звездой
дореволюционного отечественного кинематографа была Вера Васильевна Холодная (1893-1919).
Самым успешным актёром – Иван Мозжухин. Одним из наиболее талантливых режиссёров русского
кино был Яков Протазанов. До революции он поставил около 80 фильмов, среди которых «Пиковая
дама», «Отец Сергий» с Мозжухиным в главной роли. Французский исследователь мирового кино Ж.
Садуль отмечал, что Протазанов «в годы немого кино был один из лучших представителей мирового
киноискусства»[11]
Всего с начала существования русского кинематографа и до 1917 года было снято 2000
фильмов.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО РУБЕЖА ВЕКОВ
Одним из основателей современного музыкального языка, современной симфонической
музыки считается композитор и пианист А. Н. Скрябин (1872-1915). Творчество Скрябина – это
постоянный поиск в области гармонии, который сопровождался как крупными открытиями, так и
тупиковыми ситуациями. Символистские искания композитора воплотились в симфонии
«Прометей» (1910). Он ввёл хор без слов и специальную партию света, что являлось первой
попыткой синтеза художественных средств.
Модернистское направление в музыкальном искусстве проявилось и в творчестве Игоря
Фёдоровича Стравинского. Его первые произведения «Фантастическое скерцо» и «Фейерверк» сразу
завоевали сердца зрителей своими оригинальными мотивами. В рамках Русских сезонов в Париже,
организованных Дягилевым, состоялись премьеры балетов Стравинского. Балеты «Жар-
птица»(1910), «Петрушка»(1911), «Весна священная»(1913) принесли композитору мировую славу.
Неповторимым своеобразием и оригинальностью отличались музыка и исполнительское
мастерство С. В. Рахманинова, выдающегося композитора, пианиста и дирижера. Традиции
классической школы композиторов «Могучей кучки» и П.И. Чайковского на рубеже веков