продолжил Александр Константинович Глазунов. Он был автором монументальных симфонических
произведений и балетов.
Составной частью развития музыкальной культуры «серебряного века» и прямым ее
следствием была мировая слава, которой достигли мастера русского музыкального театра – оперы и
балета. Лидирующее положение среди музыкальных театров занимали петербургский Мариинский
театр и Большой театр в Москве. Имена знаменитого оперного баса Ф. И. Шаляпина, лирического
тенора Л. В. Собинова, русского балетмейстера и педагога М. И. Петипа, балетмейстеров и
танцовщиков М. М. Фокина, В. Ф. Нижинского, балерины А. П. Павловой получили широкую
известность как в России, так и за рубежом. Большое значение для распространения и
популяризации русского искусства в Европе имели «Русские сезоны» – гастроли русских оперных и
балетных трупп, организованные С. П. Дягилевым в Париже и Лондоне (1908-1914 гг.).
На рубеже веков живопись и поэзия, архитектура и театр музыка и балет входят в полосу
мощного обновления и подъёма. По мысли Бердяева, «серебряный век» – это духовный ренессанс,
сущность которого в появлении новых тенденций, в сочетании культурной утончённости и
элементов упадочности, а также в излишней замкнутости и сосредоточенности на себе культурной
интеллигенции. В этот период «заката» европейских цивилизаций Россия внесла весомый вклад в
копилку мировой культуры.
Основная литература.
Березовая Л.Г., Берлякова Н.П., История русской культуры. – М, 2002. – Ч.2. – Раздел 1.
Викторов В.В. Культурология. – М., 2007. – Гл. 9.
Галин С.А. Отечественная культура XX века. – М.. 2003. – Раздел 1.
История русской культуры IX –XX вв./ В.С.Шульгин, Л.В.Кошман и др. – М, 2003. – Гл. 9.
Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. – М., 1997. – Гл. 8, 9.
Рапацкая Л.А. Русская художественная культура.- М., 1998. – Ч. 4.
Дополнительная литература
Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн.- М.,1994.
Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство.- М., 1994.
Кричевская Ю.Р. Модернизм в русской литературе: эпоха серебряного века.- М., 1994.
Наков А. Русский авангард.- М., 1991.
--------------------------------------------------------------------------------
[1] Галин С.А. Отечественная культура XX века. С.29.
[2] Галин С.А. Отечественная культура XX века. М.,2003. С.24.
[3] Цит. по: Думова Н.Г. Московские меценаты. М.,1992. С.5.
[4] Цит. по: Галин С.А. Отечественная культура XX века. С.54.
[5] Культурология:Учебное пособие /А.А. Радугин. М.,1999. С.275.
[6] Цит по: Рябцев Ю.С. История русской культуры. XX в.: Учеб. пособие. М.,2004. С.81.
[7] Цит по: Рябцев Ю.С. История русской культуры. XX в.: Учеб. пособие. М.,2004. С.83.
[8] Цит по: Рябцев Ю.С. Указ. соч. С.85.
[9] Цит по: Рябцев Ю.С. Указ. соч. С.87.
[10] Цит. по: Галин С.А. Отечественная культура XX века. С.64.
[11]Цит по: Рябцев Ю.С. Указ. соч. С.95.