Стр. 243 - 2

Упрощенная HTML-версия

отечественных авторов (А. Н. Островского, А. В. Сухово-Кобылина, А. П. Чехова, А. М. Горького),
открываются новые театры, в том числе и в провинции.
Важным этапом в развитии русского сценического искусства было создание в 1898 г.
Московского Художественно-Общедоступного театра (МХТ, ныне Академический - МХАТ).
Главной особенностью МХТ были демократизм и новаторство. Само название театра –
Художественно-Общедоступный – являлось его программой. Создателями театра были К. С.
Станиславский и В. И. Немирович-Данченко. Их целью было создание театра разумного,
нравственного и в то же время современного и общедоступного, то есть предназначенного не только
для избранных театралов. Также, Станиславский поставил задачу, освободить театр от штампов и
рутины. В рамках МХТ была осуществлена реформа всех аспектов театрального искусства:
репертуара, режиссуры, актёрского мастерства.
Константин Сергеевич Станиславский много лет посвятил созданию системы подготовки
актёра, которая в его честь получила название «система Станиславского». Ключевые положения
данной системы Константин Сергеевич изложил в своих книгах «Работа актёра над собой» и «Работа
актёра над ролью». Эти книги стали настольными для многих поколений мастеров сцены не только в
России, но и за рубежом. Станиславский стремился добиться от актёра максимального реализма,
чтобы актёр влезал в шкуру своего героя. Он разработал систему приёмов, позволявших актёрам
вживаться в роль. Великий режиссёр утверждал, что актёр должен не имитировать, а реально жить
жизнью своего героя.
До Станиславского в театральном искусстве не было понятия актёрский ансамбль. В
спектаклях обычно выделялся один актёр или пара актёров, исполнявших главную роль. Заслуга
Константина Сергеевича в том, что он формировал актёрский ансамбль, где каждый понимал своё
место и задачу в общем деле.
14 октября 1898 года театр впервые выступил перед московской публикой со спектаклем «Царь
Фёдор Иоанович» А.К.Толстого. Накануне постановки Станиславский постоянно внушал актёрам:
«Главное сделать так, чтобы этому поверили»[9]. По словам П. Милюкова, постановка произвела
впечатление «большой новинки», даже переворота в театральном искусстве, который заключался в
новизне сценических средств, при сохранении прежних реалистических традиций в содержании[10].
В отзывах критиков на постановку без конца повторялось: «правда жизни», «настоящая жизнь».
Достаточно быстро Художественный театр стал ведущим театром страны. В нём работали
многие замечательные русские актёры: Иван Москвин, Ольга Книппер-Чехова, Василий Качалов. На
сцене МХТ шли пьесы Чехова, Горького, Ибсена, Метерлинка, Островского и др.
В 1904 году в Петербурге был открыт театр В.Ф. Комиссаржевской. Основой репертуара этого
театра стали пьесы А.П. Чехова, М. Горького, Г. Ибсена. Увлёкшись идеями символистского театра,
Комиссаржевская пригласила в театр в качестве режиссёра Всеволода Мейерхольда. Он стремился
принципы натуралистического театра заменить принципами театра условного. В духе символизма
Мейерхольд сделал постановки «Сестра Беатрисы» Метерлинка и «Балаганчик» Блока. Только эти
постановки оказались успешными. В целом широкая публика не понимала театрального символизма.
Даже сама Комиссаржевская не выдержала и в 1908 году рассталась с Мейерхольдом, а театр, не
принятый публикой, закрылся.
В декабре 1914 года реформатор сцены, режиссёр А.Я. Таиров(1885-1950) организовал в
Москве свой Камерный театр. Он хотел осуществить идею синтетического театра, соединяющего в
себе натуралистический и символический театр. У первого Таиров заимствовал самостоятельность, а
у второго – идею лицедейства актёра, которое не должно иметь ничего общего с действительностью
и реальными эмоциями.
В творчестве Таирова динамизм футуристов достиг своего апогея. Со сцены была изгнана
старая декоративность. В театре Таирова впервые стали использоваться «постройки» в пространстве:
площадки, имеющие визуально изломанную линию и наклон под разными углами. Такое устройство
сцены позволяло артистам исполнять акробатические номера, усиливая динамичность постановки.
Такие предметы на сцене как скамейка, стул и т.п. превращались в снаряды для актёрской
«гимнастики». Таиров вольно обращался с авторским текстом, ставя во главу угла непрерывное
движение актёров.
КИНОИСКУССТВО РУБЕЖА ВЕКОВ