Стр. 242 - 2

Упрощенная HTML-версия

Стиль модерн наделяет изысканной красотой даже самые утилитарные предметы. Бронзовые
дверные ручки, изготовленные по эскизу Шехтеля, напоминают бабочек. Во всём Фёдор Шехтель
демонстрирует редкую фантазию. Колонну на лестничной площадке второго этажа здания он
украсил капителью в виде полуфантастических животных и растений. Талант Фёдора Шехтеля
получил признание не только в России, но и за рубежом. Он был избран почётным членом Общества
британских архитекторов, а также архитектурных обществ Парижа, Берлина, Рима, Вены, Глазго и
Мюнхена.
Ещё раз отметим, что Шехтель был представителем московского модерна. Петербургский
модерн значительно отличается от московского. На петербургский модерн значительное влияние
оказала скандинавская архитектура. Северный модерн суров и менее красочен. Петербурские
мастера модерна преимущественно использовали грубый природный камень, чаще всего серый
гранит, который хорошо гармонирует с бледным северным небом. Если московский модерн
формировался на основе традиций русского средневековья, то петербургский впитал в себя черты
классицизма и ампира, которые в большой степени определяли лицо имперской столицы.
Ярким представителем петербургского модерна был архитектор Фёдор Лидваль. Швед по
национальности, он родился в Петербурге, там же учился в Академии художеств. Неподалеку от
Дворцовой площади Лидваль построил здание Азовско-Донского банка. Это образец северного
модерна. Фасад здания отделан серым гранитом. Центральная часть дома украшена колоннами. На
стенах – барельефы: человеческие фигуры в античных одеждах. Напоминает ампир, но всё-таки не
ампир, это – стилизация, свойственная модерну.
Замечательным памятником северного модерна является особняк балерины Кшесинской,
спроектированный петербургским архитектором Александром Ивановичем фон Гогеном. Здание
особняка отличается живописностью композиции. Его фасады отделаны красным и серым гранитом,
синей майоликовой плиткой. Декоративные мотивы модерна сочетаются здесь с элементами других
стилей, что особенно отчётливо прослеживается в интерьере. По желанию Кшесинской гостиная
была оформлена в стиле ампир, другая комната – в духе Людовика XVI, остальные – в стиле модерн.
Из-за внушительных размеров и богатого убранства особняк балерины часто называют дворцом.
Мастера модерна зачастую творчески перерабатывали стили прошлых эпох: готику,
классицизм, ампир, придавая им черты модерна. Сочетание приёмов модерна с Архитектурными
традициями Древней Руси породило стилизаторское течение внутри модерна, так называемый
неорусский стиль начала XX века. Образцами этого стиля являются здания Третьяковской галереи
(1901-1906) В.М. Васнецова, Ярославского вокзала в Москве(1903-1904) Ф.О.Шехтеля и Казанского
вокзала(1913-1926) в Москве А.В. Щусева. В архитектуре Ярославского вокзала Шехтель широко
использовал элементы средневекового русского зодчества: башни по бокам здания напоминают
кремлёвские, а фасады украшают майоликовые панно в духе старинных изразцов.
Неоклассицизм формируется в 1900-х годах. Неоклассицизм был сугубо русским явлением, в
западной архитектуре он не имел места. Лидерами неоклассицизма были И. Фомин, В. Щуко, А.
Таманян, И. Жолтовский. Это направление ставило своей целью возродить традиции русского
классицизма второй половины XVIII и первой трети XIX века, связанных с деятельностью Н.
Казакова и А. Воронихина, А. Захарова и К. Росси, В. Стасова, Д. Жилярди и других зодчих. Мастера
неоклассицизма создали много выдающихся сооружений, отличающихся гармоничностью
композиции, изысканностью превосходно отработанных деталей. Особенно значительны
произведения Фомина: дом Половцева на Каменном острове и особняк Абамелек-Лазарева на
набережной Мойки в Ленинграде.
ТЕАТР И КИНЕМАТОГРАФ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ
Больших высот во II половине XIX-начале ХХ в. достигло русское театральное искусство. В его
развитии произошли существенные изменения: в репертуаре увеличивается количество пьес