разработке проекта лучших художников, скульпторов и архитекторов того времени. Сооружение
гостиницы «Метрополь» шло под руководством Вильяма Валькотта. При взгляде на гостиницу в
глаза бросается, прежде всего, её декоративное убранство. Это – характерная черта модерна. Фасады
«Метрополя» украшают 23 нарядных живописных панно, выполненных из расписной керамической
плитки. Самое большое из них – «Принцесса Грёза» – изготовлено по эскизу художника Михаила
Врубеля. Также стены гостиницы украшает скульптура. Всё здание опоясывает барельеф «Времена
года», выполненный замечательным скульптором Николаем Андреевым. Полуобнажённые женские
фигуры, загадочные лица, выступающие из плоскости стены – всё это типичные образцы модерна.
Гостиница «Метрополь» аккумулировала в себе все черты модерна. Модерн не любит прямых
линий и плоскостей. Об этом наглядно свидетельствуют выступающие на фасадах застеклённые
эркеры и капризно изломанная линия крыши, визуально перечёркнутая вертикальными башенками.
Здесь присутствует и декоративность, и единство стиля, и синтез искусств: архитектуры,
скульптуры, живописи, декоративного искусства. Более того, к этому списку искусств в
«Метрополе» присоединилась ещё и литература! Ниже барельефа всё здание когда-то опоясывало
выложенное керамической плиткой изречение немецкого философа Ницше: «Опять старая история,
когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему». После революции данное изречение
заменили другим, более актуальным: «Только диктатура пролетариата способна освободить человека
от гнёта капитала». Однако это не имело никакого отношения к искусству.
Модерн в своём развитии опирался на последние достижения строительной техники, широко
используя железобетон и металлические конструкции. Для архитектуры модерна характерно
разнообразие материалов: камень, металл, керамика, стекло. Причём материалам стремились придать
нетипичные для них качества. Например, железу вязкость, а камню и стеклу – текучесть.
В России сложилось две основные школы модерна: московская и петербургская или северная.
Выдающимся представителем московского модерна был Фёдор Шехтель. Он родился в семье
обрусевших немцев, предки которых переселились в Россию в XVIII веке. Одна из первых его работ
– особняк Саввы Мамонтова – являлся очаровательной вариацией на тему готики. При взгляде на
башнеобразные формы, стрельчатые окна, готические орнаменты и скульптурные украшения в
памяти всплывают картинки из истории средневековья Западной Европы. Но свободная, живописная
композиция здания, открывающая при движении вокруг всё новые виды, говорит о том, что особняк
– дитя своего времени.
Изобретательно и со вкусом Шехтель оформил интерьеры здания. К этой работе он привлёк
художника-символиста Врубеля, который украсил дом великолепными панно и скульптурой. Залы
особняка Морозова выполнены в разных художественных стилях. Аванзал отделан в стиле
западноевропейской готики, что угадывается уже при входе, который выполнен в виде стрельчатой
арки. Изящная гостиная оформлена в духе рококо: стены украшает золочёная резьба и похожие на
старинные шпалеры картины-панно, выполненные художником Богаевским. Благородную красоту
Белого зала, навеянную стилем классицизм, подчёркивают колонны и пилястры.
Также, Шехтель спроектировал здание Художественного театра. Его фасад скромен, но всё
равно здесь прослеживаются черты модерна. Например, в рисунке дверных ручек и фонарей. Над
входом располагается скульптурная композиция «Волна», выполненная скульптором Анной
Голубкиной. В композиции изображена летящая над волной чайка, которая после постановки
одноимённой чеховской пьесы стала символом Художественного театра.
К великолепным памятникам русского модерна по праву можно отнести построенный
Шехтелем особняк богатого московского купца Степана Рябушинского(1902 г.). Здание имеет
живописную композицию, составленную из разных по величине кубических объёмов. Причём это
характерная черта модерна, когда план здания растёт изнутри наружу, а не наоборот. Фасады
особняка богато декорированы. По верху стены тянется мозаичное панно с изображением цветов
ириса – излюбленная тема стиля модерн. Разнообразны по форме окна и причудлив рисунок оконных
переплётов. Главный вход в особняк украшает крыльцо необычной формы.Особое внимание
Шехтель уделил отделке интерьера. Центральное место в особняке занимает изумительная по
красоте парадная лестница. Как уже отмечалось, модерн тяготеет к текучести линий и плоскостей.
Так, упомянутая лестница напоминает волну. А установленный при входе светильник имеет форму
медузы. Двери комнат украшены изящной резьбой, потолки – росписями и лепниной. В некоторых
комнатах установлены витражи. Повсюду в декоре господствуют мотивы живой природы.