Стр. 240 - 2

Упрощенная HTML-версия

художников объединения, Аристарх Лентулов после поездки в Париж в 1911 увлёкся кубизмом.
Обращает на себя внимание его картина-панно «Василий Блаженный», где знаменитый храм
изображён в духе кубизма.
Впоследствии пути художников «Бубнового валета» разошлись. Ларионов от изображения
реальной действительности пришёл к лучизму. Малевича, Татлина и Кандинского творческий поиск
привёл к абстракцонизму.
В 1912 г. От «Бубнового валета» откололась группа художников, организовавшая свою
выставку в Москве под названием «Ослиный хвост». Свои работы на выставке представили: Михаил
Ларионов, Наталия Гончарова, Казимир Малевич, Владимир Татлин и Марк Шагал. Название было
связано со скандалом в культурной жизни Парижа. Картину одного французского художника долго
хвалили в прессе, но потом выяснилось, что художник разыграл публику, что картина «И солнце
заснуло над Адриатикой» написана ослиным хвостом. В отличие от мастеров «Бубнового валета»,
ориентировавшихся на французское искусство, представители «Ослиного хвоста» следовали русским
традициям.
Их привлекал примитивизм – направление начала XX века, стремившееся к предельному
упрощению формы. Образцом для русских примитивистов была уличная живописная вывеска,
народная картинка – лубок, икона, детский рисунок. Критика не была благосклонна к художникам
«Ослиного хвоста», хотя на другое они, скорее всего, не рассчитывали. Так, картина Михаила
Ларионова «Отдыхающий солдат» написана в нарочито грубой и примитивной манере. Но это делает
образ солдата выразительным и, самое главное, убедительным. Столь же правдиво изображены
крестьяне на картине «Крестьяне, собирающие яблоки» Наталии Гончаровой.
Художники объединения «Голубая роза» работали в эстетике модерна. Голубая роза – цветок,
которого нет в природе! То есть, это образ неосуществимой мечты. Живопись художников «Голубой
розы» музыкальна, поэтична и невероятно красива по цвету. Они стремились к обновлению и
выразительности художественной формы, что в крайних своих проявлениях превращалось в культ
«чистого искусства», в образы подсознания. Многих голуборозовцев привлекала экзотика Востока.
Один из них, Кузнецов после путешествия в Киргизию сделал серию работ, воспевающих
гармоничное сосуществование природы и человека.
Помимо названных большую роль в развитии изобразительного искусства начала ХХ в.
сыграли «Союз русских художников», основанный в 1903 г. в Москве (А. М. Васнецов, К. А.
Коровин, А. А. Рылов, К. Ф. Юон, А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский, К. А. Сомов) и «Союз
молодежи» (1909 г.) .
В целом русская живопись «серебряного века» продемонстрировала неведомые ранее явления.
Русские художники отказались от социально значимой тематики и образной системы критического
реализма. На первое место вышла проблема обновления художественного языка и высокого
профессионализма.
МОДЕРН В РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ
Важной вехой в развитии архитектуры начала ХХ века стал модерн. После долгого господства
эклектики и стилизаторства «под старину» модерн вновь повернул архитектуру в направлении
поступательного развития, к поиску новых форм. Модерн проникает в русскую архитектуру с
Запада, первые его проявления относятся к последнему десятилетию XIX века. Модерн в России
принципиально не отличался от западного.
Для модерна характерно соединение всех видов изобразительного искусства для создания
ансамбля, законченной эстетической среды, в которой все, начиная от общих очертаний здания,
заканчивая рисунком решетки ограды и мебелью, должно быть подчинено одному стилю. Модерн в
архитектуре и декоративном искусстве проявился в специфической текучести форм, любви к
орнаменту, пастельной сдержанности колорита.
Важную роль в переходе к новому стилю сыграл Абрамцевский кружок. Даже здание церкви в
Абрамцево несло в себе элементы этого стиля. На примере гостиницы «Метрополь» можно понять,
что такое модерн в архитектуре. Она была возведена в начале XX века. Замысел ее строительства
принадлежал известному меценату и предпринимателю Савве Мамонтову, привлекшему к