ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ХУДОЖНИКОВ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»
Возникновение художественных объединений стало общей тенденцией не только для
литературы, но и для изобразительного искусства. В 1898 г. в Петербурге было основано новое
художественное объединение, получившее название «Мир искусства». Во главе образовавшегося
кружка встали художник А. Н. Бенуа и меценат С. П. Дягилев. Основное ядро объединения
составили Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере, К. А. Сомов. «Мир искусства» устраивал выставки и издавал
журнал под тем же названием. В объединение входили очень многие художники: М. А. Врубель, В.
А. Серов, И. И. Левитан, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, Н. К. Рерих, Б. М. Кустодиев, З. Е.
Серебрякова, К. С. Петров-Водкин.
Эстетика большинства представителей «Мира искусства» являет собой русский вариант
модерна. Мирискуссники отстаивали свободу индивидуального творчества. Главным источником
вдохновения признавалась красота. Современный мир, по их мнению, лишен красоты и поэтому
недостоин внимания. В поисках прекрасного художники «Мира искусства» в своих работах часто
обращаются к памятникам прошлого. Для художников начала ХХ века социальные проблемы в
истории теряют первостепенное значение, ведущее место в их творчестве занимает изображение
красоты старинного быта, реконструкция исторических пейзажей, создание поэтизированного
романтического образа «ушедших веков». Острые коллизии и значительные исторические деятели
гораздо меньше интересовали их, чем своеобразие костюма, неповторимый колорит старины.
Ведущим в работах многих художников, входивших в «Мир искусства», стал историко-бытовой
жанр.
Изящество галантного XVIII в., прихотливость и некоторая театральность барокко, изысканная
красота придворного быта стали темами для работ А. Н. Бенуа («Прогулка короля»1906 г.), Е. Е.
Лансере («Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе» 1905 г.), К. А. Сомова («Прогулка
маркизы» 1909 г., «Зима. Каток» 1915 г.).
Мир древнерусской истории был представлен в работах А. П. Рябушкина («Московская улица
XVII века в праздничный день» 1895 г., «Свадебный проезд в Москве. XVII столетие» 1901 г.), Н. К.
Рериха («Заморские гости» 1901 г.). Неповторимый образ Святой Руси, образ чистой, просветленной
красоты создал в своих работах М. В. Нестеров. Его картины «Видение отроку Варфоломею» (1890
г.), «Великий постриг» (1898 г.), «На Руси"»(1916 г.) создают настроение душевной гармонии,
умиротворенной созерцательности. М. В. Нестеров также расписывал храмы.
Много работали художники «Мира искусства» для театра. Выдающиеся театральные
декорации для «русских сезонов», которые устраивал в Париже С. П. Дягилев, создал Л. С. Бакст.
Значительную роль в развитии русского модерна сыграл Абрамцевский художественный
кружок, в котором были объединены представители московской творческой интеллигенции.
Центром объединения стал известный предприниматель и меценат С.И.Мамонтов, оказывавший
материальную поддержку художникам, помогавший им воплотить в жизнь их творческие замыслы.
Художники собирались в подмосковном имении Мамонтова Абрамцево, где им были созданы
условия для работы. Членами кружка были скульптор М. М. Антокольский, В. М. и А. М.
Васнецовы, К. А. Коровин, И. И. Левитан, В. М. Нестеров, В. Д. Поленов, В. А. Серов. Членом
абрамцевского кружка был и М. А. Врубель.
В декабре 1910 года в Москве открылась выставка «Бубновый валет». Её организаторами были
молодые московские художники М. Ларионов, П. Кончаловский, А. Лентулов, И. Машков, Н.
Гончарова. В конце 1911года они объединились в общество «Бубновый валет». Представители этого
общества отмежевались как от академизма, так и от всякой мистики и символизма. Творчество
художников «Бубнового валета» отличалось экспериментами в духе постимпрессионизма (русский
сезанизм) и кубизма, сочетая это со стилизацией под русский лубок и иконопись. Они вслед за
Сезанном стремились подчеркнуть форму вещи, сделать её материально осязаемой и в то же время
выразительной и красивой. Может быть, поэтому многие художники «Бубнового валета» работали в
жанре натюрморта. Также представителей объединения привлекал европейский ранний кубизм,
выражавшийся в упрощении, схематизации и разложении формы. Один из самых талантливых