Стр. 238 - 2

Упрощенная HTML-версия

возникает так, «как возник космос» – через хаос и катастрофы, в результате которых рождается
«музыка сфер». Поэтому многие работы Кандинского вызывают ассоциации с космосом и
Вселенной. Они полны неясных, фантастических образов, находящихся в хаотическом движении. В
зависимости от того, как далеко оказывались его произведения от первоначального впечатления,
полученного из «внешней природы», он называл их «импрессиями», «импровизациями» или
«композициями». «Композиция», по Кандинскому, высшая форма проявления творческого начала.
Лучшими из композиций Кандинского считаются «Композиция VI» и «VII», написанные в 1913 году.
Сюжет в этих картинах отсутствует, но есть содержание: взаимодействие цветовых пятен и линий
выражает напряжённость человеческого духа и фантазии.Абстракционизм нашёл в России немало
поклонников.В этом стиле пробовали работать многие художники: Михаил Ларионов, Наталия
Гончарова, Владимир Татлин, Любовь Попова.
Супрематизм – художественное направление, которое довело идею беспредметной абстрактной
живописи до логического завершения. Основатель супрематизма – Казимир Малевич. В картинах
Малевича гармония достигается сочетанием простых геометрических форм (цветных
прямоугольников, треугольников, прямых линий). Программное произведение К. С. Малевича –
«Черный квадрат» (1913 г.) – идейный манифест супрематизма. Это прорыв в беспредметность. Всё,
что раньше составляло сущность живописи: сюжет, форма, цвет – сведено к нулю. По этому поводу
Малевич писал следующее: «Я уничтожил кольцо горизонта, и вышел из круга вещей, с кольца
горизонта, в котором заключены художник и формы натуры… Я преобразился в нуле форм и вышел
за нуль к творчеству, т.е. Супрематизму, к новому живописному реализму – беспредметному
творчеству»[6]. Таким образом, Малевич создал не просто картину, а один из символов нового
искусства.
Многие супрематические работы Малевича представляют собой абстрактные композиции,
состоящие из простых геометрических фигур. Цветные прямоугольники, треугольники и квадраты
парят у художника в невесомости бескрайнего пространства, где нет линии горизонта, а понятие
верха и низа отсутствует. Малевич был не только практиком, но и теоретиком супрематизма. Ему
принадлежит обширное литературное наследие – многочисленные статьи и исследования,
касающиеся основных положений супрематизма.
Оригинальным направлением в русской живописи десятых годов XX века являлось
аналитическое искусство. Его создатель – петербургский художник Павел Филонов. В одной из
своих теоретических работ Филонов отмечал: «Не так интересны штаны, сапоги, пиджак или лицо
человека как интересно явление мышления с его процессами в голове этого человека или то, как
бьётся кровь в его шее через щитовидную железу, и притом таким порядком, что этот человек
неизбежно будет либо умным, либо идиотом»[7].
Филонов утверждал, что у художника два вида зрения: «глаз видящий» и «глаз знающий».
«Глаз видящий» воспринимает лишь внешнюю форму предметов, а «глаз знающий» улавливает
скрытое внутреннее движение атомов. Согласно Филонову, художник должен уподобиться учёному
и отображать не только внешнюю форму, но и внутреннюю жизнь объектов, их устройство. В этом
суть аналитического искусства, для которого на первом месте умение художника анализировать.
Филонов провозгласил «принцип сделанности». Он призывал художников: «Упорно и точно
рисуй каждый атом. Упорно и точно вводи прорабатываемый цвет в каждый атом, чтобы он туда
вьедался, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с
цветом»[8]. Произведение живописи, по мысли художника должно расти так, как растёт всё живое в
природе. Филонов писал свои картины маленькой кистью, так как каждое прикосновение к холсту
«единица действия». В произведениях мастера сложные композиции складываются из мелкой
мозаики цветных атомов. С «атомистической» структурой работ художника связано одно свойство
его живописи, присущее вообще искусству, но с необычайной силой выраженное в творчестве
Филонова: произведение подлинного искусства неисчерпаемо, как сама жизнь. Нам постепенно
открывается смысл произведения, что-то пока остается темным для нас, но есть в нем и моменты не
просто непознанные, а принципиально непознаваемые. Кисти Филонова принадлежат работы
«Боров», «Крестьянская семья», «Пир королей», «Формула весны» и другие.