Ещё одно направление модернизма – это импрессионизм. «Impression», в переводе с
французского, означает впечатление. Импрессионисты стремятся в своих работах естественно и
непредвзято передать своё мимолётное впечатление, запечатлев реальный мир в его изменчивости.
Импрессионизм как самостоятельное течение не получил большого развития в России. Но такие его
черты, как обилие света и воздуха присутствуют в работах многих русских художников.
Приёмы импрессионистов в своих пейзажах использовал Николай Константинович Рерих. Эта
особенность его творчества проявилась после поездки в 1900году в Париж и Венецию. Рерих вошёл
в историю живописи как мастер красок и стилизации. В полных таинственности работах художника
люди обретают схожесть с явлениями природы, а облака и камни похожи на людей. Картины Рериха
открывают перед зрителем прелестную загадочность скал и озёр Финляндии, индийских городов,
Гималаев и Тибета.
Самым ярким представителем русского импрессионизма был Константин Алексеевич Коровин.
Он первый показал парижанам русский импрессионизм, приложив свою руку к декорированию
русского павильона на Парижской всемирной выставке в 1990году. Коровин писал и портреты, и
натюрморты, но любимым жанром этого блестящего колориста был пейзаж. Его французские
пейзажи, объединённые названием «Парижские огни», напоминают пейзажи импрессионистов Моне
и Мане, Писсарро. Однако Коровин эмоциональней и импульсивней, его работы – это буйство
красок.
Начало ХХ века – время развития и становления русского авангардизма, представленного
огромным количеством самых разнообразных течений и направлений: кубизм, супрематизм,
кубофутуризм, абстракционизм, аналитическое искусство, примитивизм и т. п. Некоторые
исследователи полагают, что психологическая атмосфера после революции 1905 - 1907 гг. вызвала в
среде художников недоверие к жизни, к натуре, что способствовало усилению авангардистского
направления в живописи. Для авангардизма характерно полное отрицание опыта традиционного
искусства. Уже в конце XIX в. многие художники начали поиски нетрадиционных форм, но до
начала 1900-х гг. они не были столь радикальными. Если художники русского модернизма искали в
прошлом источники истинной красоты и вдохновения, то авангардизм решительно порывал с ним.
Новое направление осознавало себя находящимся на переднем крае развития искусства –
авангардом. Для художественных акций русских авангардистов был характерен эпатаж. Отсюда
необычные названия многих художественных объединений и манифестов: «Ослиный хвост»,
«Пощёчина общественному вкусу». Русские авангардисты искренне верили в своё искусство и
неустанно пропагандировали его. Делали они это не только на выставках, но и с помощью статей,
брошюр, разного рода программных заявлений и манифестов. Авангардизм – яркое явление русской
культуры XX века, во многом определившее её развитие.
Футуризм в русской живописи породил кубофутуризм – соединение концепции футуризма и
кубизма. Отцом кубизма был Пикассо. Именно он первый начал изображать предметы посредством
комбинации геометрических фигур. Кубофутуристы, желая передать движение, совмещали
разновременные и разнопространственные моменты в одном изображении. Этот способ не нов в
искусстве и встречается в иконописи. Примером его использования может служить картина
Малевича «Дама на трамвайной остановке». На первый взгляд картина кажется беспорядочным
нагромождением предметов. Здесь и табло с номерами трамваев, и вывеска с бутылкой, и голова
мужчины в шляпе. Но именно так можно увидеть мир из окна движущегося трамвая.
Абстракционизм – беспредметная живопись. Главная её особенность в том, что среди других
направлений авангардизма она дальше всех продвинулась в отрицании традиций. До
абстракционизма художники воспроизводили узнаваемые предметы окружающего мира.
Абстракционисты же освободили живопись от изобразительного начала, которое, по их мнению,
сковывает полёт творчества. Они хотели уподобить живопись музыке, которая непосредственно
воздействует на эмоции человека, вызывая самые разнообразные ассоциации. С помощью различных
художественных элементов (цвета, линии, ритм и т.п.) абстракционисты создавали ничего не
изображавшие картины. В своих картинах они прежде сего стремились передать настроение,
темперамент, фантазию.
Представителем абстрактного искусства в России стал Василий Кандинский. Первые его
абстрактные картины появились в 1910 году. Кандинский утверждал, что произведение искусства