Стр. 236 - 2

Упрощенная HTML-версия

воспринимались читающей публикой, однако творческий поиск, который они вели, оказал огромное
воздействие на дальнейшее развитие русской поэзии.
МОДЕРНИЗМ И АВАНГАРДИЗМ В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ
Одним из проявлений модернизма в русской живописи был символизм. Творчество
художников-символистов в корне отличалось от творчества передвижников. Символисты
использовали сложные, противоречивые образы, которые лишь косвенно отображали
действительность, без иллюстративности и назидательности, так свойственных для передвижников.
Другими словами, образы, созданные символистами нельзя понимать буквально. Они наделяются
множеством смыслов. Одни – внешние, всем понятные, другие – скрытые, доступные только
посвящённым. Символисты лишь условно обозначали предмет, вызывая у зрителя определённые
ассоциации, побуждая его фантазировать. Символисты погружали человека в мир грёз и видений.
Они предлагали романтическую мечту вместо бездуховной обыденности жизни.Художники-
символисты искали гармонию и красоту в окружающем мире, который, по сути, чужд гармонии и
красоте. Поэтому свою миссию они видели в воспитании чувства прекрасного в людях.
Наиболее значительным и самобытным представителем символизма в русской живописи
является Михаил Александрович Врубель (1856-1910). Он родился в городе Омске, в семье военного
юриста. С1874 по1889 Михаил Александрович учился на юридическом факультете Петербургского
университета и в то же время с 1880 по 1884 - в Петербургской Академии художеств. В 1884 - 1889
гг. художник находился в основном в Киеве. Уже тогда, в киевский период, сформировалась особая
манера мастера: кристаллический рисунок, дробящий мир на орнаментальные полоски, и
искрящийся колорит красок от фиолетового до золотого. Там же ему предложили реставрировать
Кирилловскую церковь XII века, где он исполнил ряд композиций. В их числе икона «Богоматерь с
младенцем», в которой он соединил средневековый канон с психологизмом современности. Главным
достижением киевского периода стали эскизы росписей Владимирского собора. Со времен
иконописи русская живопись не знала цветовых гамм, обладающих такой силой воздействия на
зрителя. Однако не только вера, но и мучительные сомнения проявились в работах Врубеля. Поэтому
эскизы художника смутили священников и остались неосуществлёнными в большом масштабе, на
стене.
Мощные цветовые контрасты и пластическая напряженность форм достигают кульминации в
теме Демона, которая была навеяна одноимённой поэмой М.Ю. Лермонтова. В своих иллюстрациях
к этой поэме Врубель смог отразить историю трагедии одинокого титана. В «Демоне» (1890)
искусительно-прекрасный герой изображен в меланхолическом оцепенении среди самоцветно
мерцающих скал, а в «Демоне поверженном» (1902; обе — в Третьяковской галерее) его изломанная
фигура, сорвавшаяся с заоблачных высот, уже зримо агонизирует, заражая весь мир вокруг себя
фосфоресцирующей красотой последнего заката.
Образы на картинах Врубеля – это символы, не укладывающиеся в рамки старых
представлений. В поисках истины и красоты он осмысливал действительность не бытовыми
категориями, а понятиями вечности. Его мечта о красоте, которую трудно найти в безысходно
противоречивом мире, переносит нас в иные измерения. Однако и там обнаруживается трагизм,
выражающий мироощущение людей того времени. В творчестве Михаила Александровича фантазия
соединена с реальностью. Сюжеты некоторых его картин откровенно фантастичны. Его нереальные
герои словно созданы могучей волей мифа. Даже природу художник наделял способностью
чувствовать и думать, а переживания людей безмерно усиливал. Врубель смог добиться эффекта,
когда краски на его холстах сияли внутренним светом.Последние годы жизни Врубеля были
омрачены душевным недугом и слепотой, что усилило трагическую ноту в его произведениях.
Также, одним из основоположников русского символизма в живописи принято считать В. Э.
Борисова-Мусатова (1870 - 1905). Его произведения, сочетали в себе тоску по уходящему в прошлое
миру дворянских усадеб, старых парков, тихому течению жизни и предчувствие катастрофы.
Творчество художника – это реквием, посвящённый старой России. Среди его работ отметим
«Водоём»(1902), «Призраки»(1903), «Куст орешника»(1905).