мистическими образами, так не похожая на то, что писали о революции в дальнейшем, она стала
значительным явлением в русской литературе.
Позже из символизма выделилось новое поэтическое направление акмеизм (от греч. akme –
острие, высшая точка расцвета). К нему принадлежит творчество Н. С. Гумилева, С.Городецкого,
ранние произведения О. Э. Мандельштама, А. А. Ахматовой. Акмеистам были чужды мистические
устремления символистов. Они призывали вернуть словам их изначальный смысл и вернуть в
искусство самоценность реальной земной жизни. Главным критерием творчества для акмеистов
являлся безупречный эстетический вкус, красота и ясность художественного слова. Представители
акмеизма объединились вокруг Н.С. Гумилёва в «цех поэтов» и публиковались в журнале
«Аполлон». Со страниц этого журнала они критиковали уход поэзии в мистицизм «иных
миров».Акмеисты вернули поэзии простой поэтический язык и точный «осязаемому» образ. В то же
время, неприятие окружающей действительности было свойственно поэтам-акмеистам в не меньшей
степени, чем символистам. Их увлекал далекий от повседневности мир «подлинной» красоты,
источник которой они искали в искусстве прошедших веков, в изящной экзотике дальних стран, в
картинах природы.
Истинным новаторством отличалась литературная деятельность мастеров русского авангарда.
В 1913 г. возникло направление, получившее название футуризм (от лат. futurum – будущее). Для
футуристов, среди которых было немало очень талантливых поэтов (футуристами были В. В.
Маяковский, А. Е. Крученых, братья Бурлюки, Игорь Северянин, В. Хлебников, Б. Л. Пастернак),
характерны смелые эксперименты со словом, с поэтической формой. Особое внимание они обращали
на звук, ритм, написание и т.п. Образец такого экспериментирования – стихотворение Василия
Каменского «Я»:
Излучистая
Лучистая
Чистая
Истая
Стая
Тая
Ая
Я
Или другой пример – фрагмент стихотворения Велимира Хлебникова «Заклятие смехом»:
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных – всех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмияльно, смех надсмейных смеячей!
Более того, футуристы пытались создать свой поэтический язык, находящийся за гранью
разума! Они даже ввели термин «заумь», то есть заумный язык. На этом языке некоторые футуристы
писали свои стихи. Например, А.Крученых принадлежат следующие строки:
Дыр, бул, щыл
Убещур
Скум
Вы со бу
Р л эз.
Поэт-футурист Василиск Гнедов пошёл ещё дальше. Он сочинил «Поэму конца», которую
исполнил в петербургском артистическом кафе «Бродячая собака». Слов в поэме не было. Автор
«читал» её с помощью жестов.
Футуристы стремились отразить действительность непосредственно, как она есть, разрушив
границу между искусством и жизнью. Певцы будущего шокировали общество антиэстетичностью
своей поэзии. Они использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык плаката и
афиши. Одним из лозунгов футуристов было требование «сбросить Пушкина, Достоевского и
Толстого с парохода современности». Футуристы прославились эпатирующими названиями, которые
они давали своим сборникам и альманахам. Например, «Дохлая луна», «Пощёчина общественному
вкусу», «Рыкающий Парнас» и т. п. Произведения футуристов порой весьма холодно