Как и модернизм, авангардизм был нацелен на радикальное преобразование человеческого
сознания средствами искусства, на эстетическую революцию, которая разрушила бы духовную
косность существующего общества, — но его художественно-утопические стратегия и тактика были
гораздо более решительными, анархически-бунтарскими. Не удовлетворяясь созданием изысканных
«очагов» красоты и тайны, противостоящих низменной материальности бытия, авангард ввел в свои
образы грубую материю жизни, «поэтику улицы», хаотическую ритмику современного города,
природу, наделенную мощной созидательно-разрушительной силой, он не раз декларативно
подчеркивал в своих произведениях принцип «антиискусства», отвергая тем самым не только
прежние, более традиционные стили, но и устоявшееся понятие искусства в целом. Авангард
постоянно влекли «странные миры» новой науки и техники — из них он брал не только сюжетно-
символические мотивы, но также многие конструкции и приемы. С другой стороны, в искусство все
активнее входила «варварская» архаика, магия древности, примитив и фольклор (в виде
заимствований из искусства Африки и народного лубка, из других «неклассических» сфер
творчества, прежде выносимых за рамки изящных искусств).
ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯННОГО ВЕКА
Новые веяния в литературенашли выражение в появлениитечений, для которых основной
характеристикой стал отказ от прямого, «приземленного» восприятия реальности. Критический
реализм поэтов II половины XIX в. сменяется новаторской, построенной на свободном полете
художественной фантазии, загадочной, прихотливой, мистичной поэзией «серебряного века».
Характерной особенностью жизни поэтической среды того времени было возникновение
художественных объединений, исповедовавших те или иные творческие принципы. Одним из
первых возникло течение символистов. Сформировалось оно в 1890 – 1900 гг. В первую генерацию
символистов вошли Д. С. Мережковский, З. Гиппиус, К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов, Ф. Сологуб. Ко
второй – младшие символисты – относят А. А. Блока, А. Белого, Вяч. И. Иванова.
В 1892 году в журнале «Северный вестник» была опубликована статья идеолога символизма Д.
Мережковского «О причинах упадка и новейшем течении в современной русской литературе»,
ставшая манифестом русского символизма. Мережковский доказывал, что «без веры в божественное
начало – нет на земле красоты, нет справедливости, нет поэзии, нет свободы [4]».
Ключевым для эстетики символизма было стремление передать свое ощущение мира через
поэтические символы, своеобразные полунамеки, для правильного понимания которых необходимо
было отвлечься от прямого, приземленного восприятия реальности и интуитивно увидеть
почувствовать в обыденных образах знак высшей мистической сущности, прикоснуться к
глобальным тайнам мироздания, к Вечности и т. д. Также, многим символистам было присуще
стремление к одиночеству, уединению: « в башне с окнами цветными я замкнулся навсегда»,–
заявлял о себе К.Бальмонт.
Русский символизм воспринял от западного ряд эстетических и философских установок,
преломив их через учение Вл.Соловьёва «о душе мира». Русские поэты напряжённо переживали
проблему личности и истории в их таинственной связи с вечностью. Раскрывая внутренний мир
отдельной личности, они выражали трагизм бытия, в том числе и «страшного мира» российской
действительности, обречённой на гибель. Для символистов личность – резонатор природных
исторических стихий и вместилище пророческих предчувствий[5].
Своеобразие русского символизма отчётливее проявилось в творчестве младших символистов.
В их творчестве художественный способ символистов получает объективно-идеалистическую
интерпретацию. Материальный мир – лишь ширма, за которой видится иной мир духа. Образы маски
и маскарада постоянно присутствуют в поэзии и прозе символистов. Материальный мир рисуется как
что-то хаотическое, иллюзорное, как низшая реальность по отношению к миру идей и сущностей.
Самым, пожалуй, блестящим поэтом среди символистов был Александр Александрович Блок
(1880–1921). Его «Стихи о Прекрасной Даме» (1904 г.) воплощают в себе лучшие черты поэзии
серебряного века. «Человеком-эпохой», «самым характерным представителем своего времени»
назвала Блока А. Ахматова. Произведения Блока отличают отточенность формы, гуманистическая
направленность, изящество. Блок приветствовал Октябрьскую революцию, хотя впоследствии ему с
трудом удавалось вписываться в реалии нового миропорядка. Им была написана первая поэма об
Октябрьской революции – «Двенадцать» (1918 г.) – по-символистски многозначная, наполненная