Стр. 233 - 2

Упрощенная HTML-версия

народного творчества и ремёсел. В 1885 году он основал Московскую частную оперу, где
развернулся талант Ф.И. Шаляпина.
В историю русской культуры вошла также фамилия меценатов Щукиных. Один из них, Пётр
Щукин был страстным коллекционером. В его коллекции были французские, немецкие и русские
книги и гравюры, древнерусские иконы и монеты, русское и иностранное серебро, картины
французских импрессионистов, образцы русского оружия и отечественного фарфора. Особую
ценность коллекции придавало рукописное собрание, включавшее древни рукописи, архивы
знатнейших дворянских фамилий и многое другое. В 1892-1893 гг. для размещения своей коллекции
Пётр Щукин построил двухэтажный музей на Малой Грузинской улице. В 1896 году «музей Петра
Ивановича Щукина» был открыт для посетителей. А в 1906 году Щукин подарил свою коллекцию,
составленную из более 300 тысяч экспонатов городу Москве. При этом он оставался хранителем
музея, финансировал его содержание и продолжал пополнять коллекцию.
Именно меценаты собрали и сохранили для потомков сокровища русской культуры,
способствовали созданию новых музеев, картинных галерей, театров и памятников.
НОВЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
Мироощущение серебряного века было несовместимо с критическим реализмом, который
слишком натурально, напрямую изображал действительность в образах и формах той же
действительности. Вмиг устарели историко-реалистический роман и тяготеющий к реализму театр,
жизнеподобная опера и жанровая живопись. Мир художественного вымысла как бы разошёлся с
миром повседневности. Творчество иной раз шло под руку с религиозными исканиями и
пропитывалось мистикой, оккультизмом, религиозно-философской тематикой. В результате на свет
появились символистская и футуристическая поэзия, музыка. Новый синтетический балет,
декадентский театр и архитектурный стиль «модерн». Другими словами, серебряный век был
проникнут раскрепощённостью миросозерцания и свободой самовыражения.
Эмоциональный фон российской жизни рубежа веков требовал перемен, переоценки
ценностей, смены устоев творчества и средств художественной выразительности. Представители
творческой интеллигенции, критически осмысливая прежние художественные принципы, искали
новые способы выражения. Они стремились обрести непосредственный, ничем не осложнённый
взгляд на натуру. Одни, игнорируя анализ общественных отношений, сложность человеческой
психики, открывали молчаливую гармонию повседневности. Другие через художественные образы
воплощали силу чувств и страстей человека новой эпохи. Предчувствие у многих воплощалось в
символах, порождавших сложные ассоциации.
На этом фоне рождались художественные направления, в рамках которых смещался смысл
привычных понятий и идеалов. Новое уверенно уничтожало традиции, которые совсем недавно
казались незыблемыми. Определяющим становится направление модернизма, проявившееся во всех
областях художественного творчества. В домах появились светильники, посуда, мебель, книги, ткани
и обои, оформленные в стиле модерн. Дамы носили элегантные платья и ювелирные украшения
фирмы «Фаберже», которые тоже были выполнены в стиле модерн. Это направление программно
противопоставляло себя традиционализму в качестве единственно истинного «искусства
современности», «искусства будущего». Модернизм отличает свобода самовыражения мастера,
вольного изменять видимый мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней
идее или мистической грезе.
Для модерна характерно утверждение идеи самодовлеющей ценности искусства (искусство для
искусства) и определяющего значения эстетической составляющей художественного творчества.
Отсюда проистекает частое соединение символической идеи и декоративного мотива, преобладание
плоского цветового пятна, гибкой линии, которые не выделяют объема, усиливают декоративно-
узорное начало. Идеология модерна исходит из того, что окружающая человека красота побуждает
его быть лучше, соответствовать этой красоте и внешне, и внутренне
При этом для стилистических тенденций модернизма – модерн, символизм, импрессионизм,
постимпрессионизм – не был характерен резкий и принципиальный разрыв с традицией, как это
было позднее, в авангардизме.