Стр. 232 - 2

Упрощенная HTML-версия

То есть в культуре наметилось две тенденции: одна связана с ориентацией на принципиально
новое, на будущее, другая – с русской традицией, прошлым. Другими словами, для серебряного века
чрезвычайно актуальны понятия «вчера» и «завтра», которые оттеснили на второй план понятие
«сегодня».
Возможно, русская культура серебряного века находилась на грани качественных перемен,
которые были перечёркнуты революцией. Исторически серебряный век начал умирать с октября 17
года, что сопровождалось отдельными творческими достижениями, особенно в области поэзии.
Эстетическая гармония серебряного века не вписывалась в суровую реальность пролетарской
революции и гражданской войны.
ФЕНОМЕН МЕЦЕНАТСТВА В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ РУБЕЖА ВЕКОВ
По словам Станиславского, «чтобы процветало искусство, нужны не только художники, но и
меценаты»[3]. Русские меценаты были выходцами из семей богатейших промышленных и
купеческих династий. Целая плеяда русских купеческих фамилий вошла в историю только потому,
что её представители спонсировали развитие различных направлений культуры.
Феномен меценатства исследователи объясняют по-разному. Одни связывают меценатство с
влиянием старообрядчества. Общеизвестно, что из среды старообрядцев вышло много купеческих
фамилий. Согласно строгим убеждениям старообрядцев, полученный от Бога капитал должен быть
потрачен на богоугодное дело. Другие трактуют благотворительность купцов как попытку ускорить
получение дворянства и генеральского чина. Но история демонстрирует множество примеров, когда
меценатство диктовалось любовью к искусству и желанием спасти русскую культуру в непростые
для неё времена.
Заслуженным почётом и уважением прославлена личность выдающегося мецената Павла
Михайловича Третьякова(1832-1898). С 1856 года он начал собирать произведения русского
искусства, оказывая огромную поддержку художникам-передвижникам. Блестящим результатом
подвижничества Павла Михайловича стала всемирно известная Третьяковскаягалерея. В 1992
Третьяков подарил свой музей Москве.
Благодарную память потомков заслужила и династия московских предпринимателей
Бахрушиных. Братья Пётр, Василий и Александр Бахрушины потратили огромные средства на
благотворительность. На их средства была построена и оборудована Бахрушинская больница. В 1901
году за заслуги в делах благотворительности братья Бахрушины получили звание почётных граждан
Москвы. Кроме того, на принадлежавшей Бахрушиным земле был построен московский частный
театр Ф.Корша.
Алексей Петрович Бахрушин(1853-1904) прославился своим собранием книг, портретов,
портретных миниатюр и гравюр. Впоследствии он завещал своё собрание Императорскому
Историческому музею в Москве. Ещё один представитель династии, Алексей Александрович
Бахрушин(1865-1929) был меценатом, создателем и руководителем театрального музея в Москве.
Благотворительность прославила династию московских предпринимателей Морозовых. Её
основателем был Савва Васильевич Морозов(1770-1862). Варвара Алексеевна Морозова, жена
Абрама Абрамовича Морозова, основала и финансировала целую сеть благотворительных
учреждений при фабриках Товарищества Тверской мануфактуры: больницу, ремесленное училище,
школу рукоделия и библиотеку. Лев Николаевич Толстой часто обращался к ней с просьбой о
пожертвованиях для бедноты. На деньги Варвары Алексеевны были открыты Пречистенские рабочие
курсы в Москве и первая бесплатная библиотека-читальня имени И.С.Тургенева. Особняк на
Воздвиженке, где жила Морозова стал известнейшим литературным салоном Москвы. Крупнейшим
меценатом был Савва Тимофеевич Морозов(1862-1905), вложивший только в создание Московского
Художественного театра около 500 тысяч рублей.
Многое сделал для культуры Савва Иванович Мамонтов(1841-1918). Он был незаурядным
знатоком театра, музыки и живописи. Его подмосковное имение с 1870 - 1890 гг. являлось центром
художественной жизни столицы. Здесь собирались видные русские художники и музыканты. При
поддержке Саввы Ивановича были созданы художественные мастерские, развивавшие традиции