Поэтому последние десятилетия XIX века прошли под знаком глобального разочарования насчёт
возможных путей исторического развития и пессимизма по поводу будущего России и всего мира в
целом. Для некоторых ожидания конца света были связаны с предчувствием конца Российской
империи.
Творческая интеллигенция разочаровалась в политике. Ни революционное движение, ни
критический реализм не смогли поколебать основ существующего режима. Вся эта борьба привела к
ещё большей реакционности власти. Русская социал-демократия своим нигилизмом только
настораживала творческую интеллигенцию, что способствовало отдалению последней от политики.
Поражение революции 1905 – 1907 гг. усилило политической апатию не только в творческой среде,
но и в обществе в целом. Интерес к революционному движению угас, а взоры людей устремились от
проблем социальных к проблемам личности, искусства, нравственности. Как отмечал Бердяев,
несчастье русского ренессанса заключалось в его замкнутом характере, в том, что культурная элита
была изолирована от широких социальных течений[1]. Новое искусство, сознающее себя в качестве
«истинной революции духа», видело в политическом радикализме своего конкурента, друга-врага.
С другой стороны, на стыке культур, когда рвутся традиционные связи, процесс
маргинализации захватывает всё большее количество людей. Интеллигенция России оказалась
беспомощной перед новыми требованиями развития страны. Реальная практика значительно
опережала теоретическое осмысление принципов новой жизни и политической культуры. Русская
культура начинает терять один из основополагающих принципов своего существования, соборность
– чувства единства человека другими людьми или социальной группой.Эта ситуация тотального
одиночества стала благоприятной средой для распространения представлений о «внеземном»
существовании человека. Поэтому характерной чертой серебряного века был космологизм. Данная
космологичность формируется как насущная необходимость времени, как выражение общего
настроения. Именно в этот период космологизм оформляется в русской философии. Он присущ и
Вл.Соловьёву, и В. Розанову, и Н. Лосскому. Та же космическая направленность осознанно и
неосознанно проявилась в поэзии – В. Брюсов, А. Белый, А. Блок; в живописи – М. Врубель; в
музыке – А. Скрябин.
Кроме того, своё предельное выражение находит такая черта русской культуры как
религиозность – примат веры над разумом. Начинается поиск не просто новых ценностей, а вечных
ценностей: абсолютное добро, вечную красоту и внеисторическую мудрость. Причём, как утверждал
Л.П. Карсавин, религиозность находила выход и в «воинствующем атеизме», который тоже по
своему эмоциональному накалу является верой. Интересной особенностью тех лет явилось то, что
часть интеллигенции обратилась к православию, видя в нём альтернативу революционному
движению. Появилось стремление преодолеть отчуждение между интеллигенцией и церковью.
Поэтому особое значение в культуре приобретает теософия. Возникли идеи о новом христианском
сознании, о преодолении кризиса цивилизации с помощью религии, о грядущем единении науки и
веры. Так, в 1908 году по инициативе Бердяева в Петербурге было открыто религиозно-философское
общество во главе с митрополитом Сергием. Одновременно в Москве было организовано общество
«Памяти Вл. Соловьёва», где главной фигурой был С.Н.Булгаков.
Произошло обновление сущностных воззрений на мир и его образ в культуре и искусстве.
Более того, изменился социальный статус культуры и искусства. Культура приобрела
самостоятельное значение, самоценность. Доказательством этого явилось создание большого числа
творческих объединений, художественных студий, религиозно-философских обществ, различных
кружков по интересам и журналов.
Серебряный век продолжает традиции русской культуры, её правдоискательство, но при этом
меняет направленность данного процесса. В арсенал общезначимых духовных ценностей входят
представления о свободе творчества и творческой индивидуальности[2]. В связи с этим появляются
новые художественные направления, весьма своеобразно трактующие привычные на первый взгляд
вещи. Русский культурный ренессанс отличался чрезвычайным разнообразием форм творчества и,
что немаловажно, достижением творческих вершин в различных направлениях.
Другая черта «серебряного века» выражалась в резком увеличении интереса к достижениям
культуры Киевской и Московской Руси. Архитектура, иконопись, прикладное искусство того
периода истории уже не казались непонятными и примитивными. Творцы серебряного века с
большим интересом изучали русский фольклор и славянскую мифологию.