Стр. 206 - 2

Упрощенная HTML-версия

Во время работы над картиной Иванов познакомился в Риме с Николаем Васильевичем
Гоголем. Общность взглядов сблизила их, и художник запечатлел писателя на полотне. В его правой
части, среди группы левитов и фарисеев, выделяется странная фигура: человек в кирпично-красной
одежде, с растрепавшимися чёрными волосами входит в толпу со стороны Христа, оглядываясь на
Него. Зритель читает на лице этого персонажа (так называемого ближайшего к Христу) живое,
острое переживание собственного несовершенства и неудовлетворённость окружающим миром.
Прототипом образа странника, или путешественника, изображённого на картине, стал сам
Иванов. Он наблюдает происходящее беспристрастно, как будто со стороны, хотя расположен в
центре полотна, прямо под руками Иоанна Крестителя. Наблюдатель, свидетель, но не участник
событий — такой видит свою роль художник.
Иванов не стал изображать Святого Духа в виде голубя или сияющего облака над головой
Христа, как другие художники в подобных сценах. В его произведении чудо Богоявления
совершается в умах и душах людей, поэтому здесь нет действия, персонажи картины замерли в
красноречивых позах.
Иванов не был баловнем судьбы как Брюллов, у него не было прямых учеников, но русские
художники последующих поколений по-разному преломляли его идеи в своём творчестве.
В жанре морского пейзажа, так называемой марины, работал Иван Константинович
Айвазовский (1817-1900). Его полотна поражают удивительно живописным изображением морской
стихии. Пронизанные лучами солнца волны, грозовое небо – излюбленные мотивы художника.
Будучи живописцем Главного морского штаба, Айвазовский принимает участие в ряде военных
операций, создает картины с батальными сценами. Одним из самых известных произведений,
написанным в 1848 году, стал «Чесменский бой».
Море предстает у Айвазовского как бы основой природы, в его изображении художнику
удается показать всю жизненную красоту могучей стихии. Одной из самых известных картин
Айвазовского стал его «Девятый вал», написанный в 1850 году.
Но Айвазовский оставил след в истории не только, как талантливый живописец, но и меценат.
Скопив благодаря популярности своих работ немалый капитал, Айвазовский щедро занимался
благотворительностью. На его деньги было выстроено здание археологического музея в Феодосии,
проведено большое количество работ по благоустройству города.
Пути развития русского искусства II половины XIX в. во многом совпадают с движением
развития литературы. Активное участие в идейных боях – характерная черта художественной
культуры этого периода. Изобразительное искусство не могло остаться в стороне от процессов,
происходивших в общественном сознании. Формируется новое течение – критический реализм.
Особенно благодатной почвой для развития принципов критического реализма стал бытовой
жанр. От утверждения поэтической цельности окружающего мира жанристы(представители
бытового жанра) обращаются к выявлению ее действительной противоречивости. Расширяется круг
изображаемых явлений. Если раньше бытовой жанр преимущественно представлял жизнь человека
из народа, главным образом – крестьянина, то теперь в поле зрения художника попадают самые
различные слои общества, от городского простонародья до купечества и крупного чиновничества, в
реальном столкновении и переплетении их жизненных интересов. В соответствии с этим сюжет из
элементарного становится развитым, острым, часто обличительным, статические приемы
изображения сменяются динамическим решением композиции и колорита.
Характерно, что во второй половине столетия, когда в живописи утверждается реализм,
сохраняется влияние романтизма. Внутренняя близость реализма и романтизма отражена в
творчестве Павла Андреевича Федотова. Именно в его искусстве наиболее ярко для своего времени
выразились тенденции критического осмысления реальной жизни и в то же время порой в его
творчестве тема противоречивости общественного бытия приобретает романтическую
напряженность. Федотов — одинокая и трагическая фигура в русском искусстве середины XIX в.
Как и многие талантливые люди того времени, он жил и умер недостаточно понятым и оцененным
современниками. Судьба не дала ему ни душевного равновесия, ни материального благополучия, ни
простых человеческих радостей, ни даже достойной смерти.
А между тем Федотов был первым из художников, кто сумел своими произведениями бытового
жанра разрушить броню академической эстетики классицизма и проложить путь новому
направлению в русском искусстве. Его часто называют «Гоголем в живописи».Работы Федотова
носят, как правило, сатирический характер, в них перед зрителем разворачивается целая история.