Стр. 207 - 2

Упрощенная HTML-версия

Таковы его полотна «Свежий кавалер», «Сватовство майора». Глубина постижения повседневной
жизни, ее драматической сути, ее социальных конфликтов, отличает творчество Федотова, является
его содержанием. Картины его были первым и чрезвычайно ярким проявлением критического
реализма в живописи.
Картина «Свежий кавалер. Утро чиновника, получившего первый крестик»(Ил.17) в творчестве
Федотова — первая, исполненная масляными красками. Она написана чрезвычайно детально, с
неослабным вниманием к каждому куску пространства, к каждому предмету. Действие происходит в
тесной и темноватой комнатушке. Среди безобразного хаоса предметов возвышается фигура свежего
кавалера, нацепившего орденский крестик на свой полосатьй халат. Сатира Федотова, как и сатира
Гоголя, бьет много дальше изображения пошлого хвастуна и его смазливой кухарки. Рассказанный
Федотовым анекдот, комический случай приобретает большой обобщающий смысл. «Свежий
кавалер» — это апогей человеческой пустоты, чванства и пошлости. Давление общественной среды
сформировало этот тип. Вся обстановка службы, улицы, трактира, его собственного жилища
отпечаталась на нем. Поза «кавалера» карикатурно повторяет позу античной статуи: выставленная
босая нога, халат, подобный тоге, горделивый жест, надменный взгляд подстать «Герою» закулисная
хозяйка этого гнезда, в котором оба они чувствуют себя вполне уютно. В «Свежем Кавалере»
Федотов изобразил чудовищную профанацию человеческой жизни.
«Сватовство майора»(Ил.18) разыгрывается перед зрителем как завязка комедии. Перед нами
брак по расчету. Совершенно отчетливо дана классовая характеристика дома: это жилье купца-
толстосума. Скромная обстановка комнаты даже и не намекает на истинные размеры его богатства.
«Капитал — дело скрытое» — золотое правило купечества.По случаю смотрин дочери хозяин вошел
в расходы. Приготовлена обильная закуска с вином. Хозяева празднично разнаряжены. Особенно
богат наряд невесты, на обнаженной шее, и на руках сверкают драгоценности. Бальное, сильно
декольтированное платье не соответствует скучной обстановке комнаты, темной окраске ее стен,
строгой симметрии в развеске картин, как бы запечатлевшей твердую волю хозяина. Все
находящиеся в комнате — в сильном движении. Невеста готова упорхнуть, мать ухватила ее за
подол. Хозяин торопливо застегивается. Сваха угодливо рекомендует жениха. Тот молодцевато
расправляет усы, чтобы в следующую минуту с полным блеском вступить в гостиную. Федотов дал
совершенно отчетливую характеристику купеческой семьи, бездушной, бесчеловечной атмосферы
дома. В пределах одной сцены Федотов изобразил жестокие нравы людей, для которых грубо
материальные интересы выше простых человеческих чувств.Картина «Сватовство майора» принесла
автору настоящий триумф.
Но вскоре отношение к творчеству Федотова изменилось. В его картинах критики стали
усматривать «злобу и сатирическую насмешку над изображаемыми лицами». Стало известно, что
имя Федотова фигурировало на следствии по делу петрашевцев. В прессе началась травля
художника.По натуре человек веселый, балагур и острослов, он постепенно пре вращается в
мрачного, раздражительного, молчаливого. Ради искусства Федотов отказался от военной карьеры,
личного счастья и благополучия. Своему однополчанину А. Дружинину он признавался:
«Меня не станет на две жизни, на две задачи, на две любвик женщине и к искусству... Нет,
чтобы идти и идти прямо, я должен оставаться одиноким зевакой до конца дней моих». Теперь все
жертвы, принесенные им ради живописи, казались бесполезными: художник был окружен стеной
непонимания и враждебного отношения. Он замыкается в себе и постепенно теряет веру в людей, а
вместе с верой — и рассудок.Последние полгода жизни прошли для Федотова в страшных мучениях.
Иногда болезнь как бы отступала. Тогда появлялось страстное желание видеть друзей. Но они так и
не приходили... Рядом с больным оставался только его верный денщик Коршунов.Художник умер в
больнице для душевнобольных, тридцати семи лет от роду. О его смерти широкого оповещения не
было. Хоронили почти тайно.
Критический реализм утверждался в борьбе с официальным искусством, представленным
руководством Академии художеств. В 1863 г. группа студентов-выпускников отказалась писать
программные картины на сюжеты скандинавского эпоса, предложив вместо этого выбрать тему,
связанную с проблемами современного общества. В этом им было отказано. В знак протеста
художники во главе с И. Н. Крамским, не окончив официально курса, покинули Академию,
образовав «Петербургскую артель художников». В 1870 г., уже в Москве, И. Н. Крамской, В. Г.