Стр. 205 - 2

Упрощенная HTML-версия

Но подлинным шедевром, вершиной мастерства является автопортрет, написанный вовремя
болезни. Он как бы подводит итог всему созданному и перечувствованному Брюлловым. Портрет
написан с увлекающим зрителя творческим подъемом, с несравненным мастерством и
свидетельствует о том, какой могучей творческой энергией обладал, несмотря на болезненное
состояние, художник и каких вершин достиг он в овладении всеми элементами живописи. В
автопортрете есть чувство физической усталости, явны следы болезни: утомленные веки, кисть руки,
бессильно повисшая, словно истаявшая до костей, говорят о физическом недуге. Голова устало
покоится на красной подушке – этот цвет образует колористическую доминанту, это постоянный, не
изменяющийся в оттенке, излюбленный Брюлловым цвет, присутствующий почти во всех его
работах, цвет, который кажется выражением его творческого темперамента. В исхудалом лице в
большей степени выражено страдание нравственное, чем физическое. Внимательный, все
понимающий взгляд художника устремлен на зрителя.
Совсем по-другому складывалась судьба другого великого живописца эпохи Александра
Андреевича Иванова (1806-1858). Он не был любимцем высшего света, вел жизнь наполненную
работой, много сил отдавал изучению философии и истории религии. Главным его произведением, к
которому шел всю жизнь, была картина «Явление Христа народу»(Ил.16). Созданию этого
монументального полотна он посвятил двадцать лет: 1837-1857 гг. Современники считали его
непрактичным мечтателем: он не хотел отвлекаться от своей большой картины и писать для
заработка популярные бытовые сценки. В процессе работы над картиной было создано огромное
количество набросков и эскизов, имеющих самостоятельную художественную ценность.
Замысел композиции «Явление Христа народу» возник у Иванова в середине 30-х гг. Посылая
эскиз отцу в Петербург, художник сопроводил его подробным описанием, по которому можно узнать
героев будущей картины: учеников, окружающих Иоанна Крестителя и готовых последовать за
Христом; выходящих из воды людей, которые спешат увидеть Мессию; юношу, уже принявшего
крещение и смотрящего на Христа; группу левитов и фарисеев. Уже тогда Иванов задумал
изобразить Христа в отдалении от других персонажей. «Иисус должен быть один совершенно», —
подчёркивал он. В 1837 г. художник начал работать на холсте размером почти семь с половиной на
пять с половиной метров! Вопреки академическим правилам он расположил Христа — смысловой
центр картины — в глубине композиции.
Художник много работал над отдельными образами, писал их иногда с нескольких моделей.
Так, например, в лице Иоанна Крестителя соединены черты юноши и женщины. Создавая образ
Иисуса Христа, он набрасывал рядом с лицами живых натурщиков и натурщиц головы античных
статуй.
Не менее подробно разрабатывал Иванов в этюдах мотивы природы, многие из них даже стали
законченными пейзажами. В «Явлении Христа народу» изображены земля и вода, долина и горы,
зелень, небеса и солнечный свет. Но это не реальный пейзаж, в поисках которого Иванов вначале
хотел отправиться в Палестину, а образ целого мира, сложенный, подобно мозаике, из разных
впечатлений художника об итальянской природе.
В своём произведении Иванов соединил некоторых героев в пары. Сопоставлены юный апостол
Иоанн (он стоит позади Иоанна Крестителя в красном плаще) и рыжеволосый обнажённый юноша (в
центре картины): оба они устремлены к Иисусу. Выходящие из воды старик и юноша (в левом
нижнем углу полотна), наоборот, противопоставлены друг другу. Это образ начала и конца
человеческой жизни, встречи прошлого и будущего. Будущее Иванов связывал с явлением Христа,
прошлое — с пророчеством Иоанна Крестителя, поэтому старик вслушивается в слова Иоанна, а
юноша стремится рассмотреть Мессию. И в двух других парах персонажей (в центре полотна, прямо
под фигурой Иисуса, и справа, перед группой левитов и фарисеев) старики слушают, а молодые
смотрят.
Справа, на первом плане, расположены мальчик, от холода обхвативший себя руками, и
дрожащий мужчина, выражение лица которого — смущённое и напуганное — говорит о малодушии.
Образ «дрожащего» противопоставлен образу рыжеволосого юноши: состояния страха и восторга
замечательно переданы в их позах. Тело рыжеволосого юноши прекрасно в своём порыве, в нём
сочетаются духовное и физическое совершенство. «Дрожащий» олицетворяет идею
неподготовленности человека к переменам, он страшится их и привязан к прошлому (как и старики,
он слушает, а не смотрит).