Арсения. Тропинин является также автором одного из прижизненных портретов А. С. Пушкина
(1827 г.).
Родоначальником бытового жанра в русском искусстве явился Алексей Гаврилович
Венецианов (1780-1847). В первой половине столетия он являлся художником, в творчестве которого
наиболее полно отразились черты сентиментализма. Венецианова привлекало изображение
деревенской жизни. Деревня на его полотнах таких, например, как «Утро помещицы», «Гумно», «На
пашне. Весна»(Ил.14) предстает в сильно идеализированном виде. Но все же сам факт обращения к
народному быту является свидетельством определенного этапа в развитии живописи, приведшем
впоследствии к формированию реализма в искусстве. Образы крестьян в интерпретации
Венецианова отличаются степенностью и достоинством. Они – люди труда, художник постоянно
изображает их в работе. А добрые приятные лица, живые глаза крестьян свидетельствуют об уме и
богатстве внутреннего мира.
Величайшим мастером романтической живописи был Карл Павлович Брюллов (1799-1852).
Окончив с золотой медалью Академию художеств, Брюллов уехал в Италию. В своем искусстве
художник сочетал лучшие традиции академической школы, эмоциональность романтизма и
стремление к исторической правде, которое позволяет говорить об элементах реализма в его
творческой манере. Мертвенность канонов классицизма Брюллов преодолевает романтическим
стремлением наполнить образ живым чувством, жизненной убедительностью, стремлением передать
цветовое богатство реального мира. В своих наиболее значительных произведениях художник
принадлежит тому направлению русского романтизма середины столетия, в котором формировались
элементы реалистического художественного мировосприятия.
К. П. Брюллов получил признание и славу уже при жизни. Его картина «Последний день
Помпеи»(Ил.15) стала настоящим событием в культурной жизни того времени. Художник изобразил
захватывающую драматическую картину гибели города и его населения. Стихия с уничтожающей
силой обрушилась на человека и творение его рук. Две темы переплетаются в произведении
Брюллова: тема гибели, разрушения и тема необычайной высоты человеческого духа, тема любви и
самопожертнования.
Первая воплощена в тревожном, огненном колорите картины в шатающихся стенах зданий,
низвергающихся статуях, в сбесившихся от ужаса конях и, наконец, в прекрасной фигуре убитой
женщины, сброшенной с колесницы и распростертой на мостовой. Ее неподвижность резко
контрастирует с бегущими людьми, стремящимися покинуть гибнущий город. В их группах таится
главная мысль художника, главная цель — изобразить чувства и поведение людей перед лицом
гибели.
В «Последнем дне Помпеи» каждая группа имеет свое содержание, вытекающее из общего
содержания картины. Мать стремится укрыть детей. Сыновья спасают старика отца, несут его на
плечах. Жених уносит бесчувственную невесту. В лицах и фигурах Брюллов создал красоту столь
совершенную, что она оказывается более действенной, нежели зрелище всеобщего страдания и
гибели. Каждая фигура возведена в пластически цельный образ. Художник украсил их всем, что
может дать живопись: их одежды ложатся прекрасным и складками, цвет тканей — плотный,
насыщенный, теплые и холодные рефлексы от зарева и молний оживляют тела, бледные,
сверкающие, как мрамор. Натиск стихий выявляет необычайную душевную, пластическую и
живописную красоту.
Линия парадного портрета в творчестве Брюллова нашла выражение в портрете знаменитой
светской красавицы графини Ю. П. Самойловой с воспитанницей Амацилией. Художник писал ее
неоднократно. Во всех этих портретах чувствуется увлечение художника красотой модели, но в том,
где она изображена удаляющейся с бала, художник дал ее образу и не менее ясное психологическое
истолкование. Горделивая осанка женщины, взгляд, устремленный поверх толпы, воспринимаются
как вызов, брошенный обществу. Гармония локальных цветов здесь изумительна. Краски,
переливаясь блеском самоцветов, выражают роскошь драгоценных материй. Фантастический
маскарадный костюм поражает красотой. Красная драпировка и насыщенные тона тканей
маскарадного платья оттеняют пластическую красоту лица, обнаженных плеч и особенно руки,
спокойно держащей маску.