Стр. 203 - 2

Упрощенная HTML-версия

художник сумел так тонко почувствовать и раскрыть внутренний мир пожилого человека. На
полотне возник образ незаурядной личности, наделенной умом и властной волей, познавшей тяжесть
трудовой жизни и горечь разочарова­ний. Как не похож этот портрет на типичные парадные
портреты академической школы с тщательно выписанны­ми бархатными и шелковыми платьями,
роскошными ме­хами, изящными позами и маловыразительными лицами! Портрет Швальбе – это
средоточие внутренней жизни человека, это диалог с самим собой.
В 1809 году Кипренский пишет портрет Евграфа Давыдова (Ил.11,двоюродный брат поэта
Дениса Давыдова). На портрете изображен молодой гу­сар со спокойным лицом и высоким светлым
лбом, окаймленным темными волосами. Его сильная и вместе с тем гибкая фигура рисуются на
темном фоне предгрозового пейзажа.Образ Давыдова возникал перед зрителем в мерцающем
трепетном луче света, как бы случайно пробившемся сквозь тучи. Яркая киноварь мундира,
украшенного золотым и сереб­ряным шитьем, белизна чакчир составляют сильный цве­товой аккорд,
сообщающий внутреннюю энергию. В спо­койной небрежности позы юноши чувствуется
уверенность в себе, не лишенная, однако, элемента внешней бравады. Оттенок меланхолической
задумчивости, почти самоуг­лубленности, в его взгляде, усиленный трепетной измен­чивостью
пейзажа, придает ему одухотворенность, под­чиняющую себе все черты облика». Примечательно,
что романтизированный образ молодого офицера, выражаю­щий духовное богатство его натуры,
представлен худож­ником в ощущении эпохи героической и возвышенной, полной предчувствия
боев за свободу, проникнутой жаж­дой подвига, стремлением «Отчизне посвятить души пре­красные
порывы».
Эта особенность художе­ственных воззрений Кипренского, побуждавшая его ис­кать
героические образы не в далеком прошлом, а в настоящем, стремление опоэтизировать облик
современ­ников, придать ему наряду с духовной глубиной высокий порыв, и, наконец,
сопричастность мастера настроениям эпохи позволяют считать Кипренского представителем
романтизма в живописи.
Незадолго до отъезда Кипренским было создано одно из лучших его творений – портрет А. С.
Пушкина (Ил.12,1827). Отзыв Пушкина о своем портрете вполне характеризует творческую манеру
Кипренского, в которой портретное сходство, правдивость сочетались с некоторой романтической
идеализацией изображаемого персонажа: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит».
Дружеские отношения с великим поэтом, влияние роман­тических поэм Пушкина на
творчество Кипренского, пре­клонение последнего перед высоким даром первого поэта в России –
все это обусловило значительность поставлен­ной перед живописцем задачи. И Кипренский
превосход­но справился с нею. От портрета веет озаренностью вдох­новения. Художник запечатлел
не милого друга веселой юности, не простого писателя, а великого поэта. С удиви­тельной
тонкостью и мастерством Кипренский передал момент творчества: Пушкин словно прислушивается
к только ему слышимому, он – во власти поэзии. Вместе с тем, в строгой простоте облика, грустном
выражении глаз ощущается зрелость поэта, много пережившего и переду­мавшего, достигшего
зенита творчества.
Кипренский, участво­вавший в создании нового художественного направления, сумел найти и
выразить в своих произведениях лучшие чувства и идеи своего времени, близкие и первым рус­ским
революционерам, — гуманизм, патриотизм, свобо­долюбие. Вместе с тем, вер­ный духу
романтической школы, художник, пренебрегая повседневностью, изображает людей в особые
моменты их жизни, в минуты сильного духовного напряжения или порыва, что позволяет выявить
высокие эмоцио­нальные начала натуры – героическое или мечтатель­ное, вдохновенное или
энергическое – и создать «драма­тическую биографию» того или иного лица.
Не менее прославленным портретистом был Василий Андреевич Тропинин (1776-1857), сын
крепостного крестьянина, сам он освободился от крепостной зависимости в возрасте 45 лет.
Мастерство принесло ему всеобщее признание и звание академика. Для живописи Тропинина
характерны простота, безыскусность, достоверность передачи бытовой обстановки, в которую он
помещал портретируемую модель. В многочисленных «Кру­жевницах», «Золотошвейках»,
«Гитаристах» Тропинин вос­создает не только образ персонажа, но и включает его в конкретный
бытовой контекст. В знаменитой «Кружевни­це» (Ил.13,1823) художнику удалось показать процесс
работы с кружевом с помощью многих реалистических деталей. Сам же образ героини несколько
идеализирован в духе раннего русского романтизма.Одна из лучших его работ – портрет сына