художник сумел так тонко почувствовать и раскрыть внутренний мир пожилого человека. На
полотне возник образ незаурядной личности, наделенной умом и властной волей, познавшей тяжесть
трудовой жизни и горечь разочарований. Как не похож этот портрет на типичные парадные
портреты академической школы с тщательно выписанными бархатными и шелковыми платьями,
роскошными мехами, изящными позами и маловыразительными лицами! Портрет Швальбе – это
средоточие внутренней жизни человека, это диалог с самим собой.
В 1809 году Кипренский пишет портрет Евграфа Давыдова (Ил.11,двоюродный брат поэта
Дениса Давыдова). На портрете изображен молодой гусар со спокойным лицом и высоким светлым
лбом, окаймленным темными волосами. Его сильная и вместе с тем гибкая фигура рисуются на
темном фоне предгрозового пейзажа.Образ Давыдова возникал перед зрителем в мерцающем
трепетном луче света, как бы случайно пробившемся сквозь тучи. Яркая киноварь мундира,
украшенного золотым и серебряным шитьем, белизна чакчир составляют сильный цветовой аккорд,
сообщающий внутреннюю энергию. В спокойной небрежности позы юноши чувствуется
уверенность в себе, не лишенная, однако, элемента внешней бравады. Оттенок меланхолической
задумчивости, почти самоуглубленности, в его взгляде, усиленный трепетной изменчивостью
пейзажа, придает ему одухотворенность, подчиняющую себе все черты облика». Примечательно,
что романтизированный образ молодого офицера, выражающий духовное богатство его натуры,
представлен художником в ощущении эпохи героической и возвышенной, полной предчувствия
боев за свободу, проникнутой жаждой подвига, стремлением «Отчизне посвятить души прекрасные
порывы».
Эта особенность художественных воззрений Кипренского, побуждавшая его искать
героические образы не в далеком прошлом, а в настоящем, стремление опоэтизировать облик
современников, придать ему наряду с духовной глубиной высокий порыв, и, наконец,
сопричастность мастера настроениям эпохи позволяют считать Кипренского представителем
романтизма в живописи.
Незадолго до отъезда Кипренским было создано одно из лучших его творений – портрет А. С.
Пушкина (Ил.12,1827). Отзыв Пушкина о своем портрете вполне характеризует творческую манеру
Кипренского, в которой портретное сходство, правдивость сочетались с некоторой романтической
идеализацией изображаемого персонажа: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит».
Дружеские отношения с великим поэтом, влияние романтических поэм Пушкина на
творчество Кипренского, преклонение последнего перед высоким даром первого поэта в России –
все это обусловило значительность поставленной перед живописцем задачи. И Кипренский
превосходно справился с нею. От портрета веет озаренностью вдохновения. Художник запечатлел
не милого друга веселой юности, не простого писателя, а великого поэта. С удивительной
тонкостью и мастерством Кипренский передал момент творчества: Пушкин словно прислушивается
к только ему слышимому, он – во власти поэзии. Вместе с тем, в строгой простоте облика, грустном
выражении глаз ощущается зрелость поэта, много пережившего и передумавшего, достигшего
зенита творчества.
Кипренский, участвовавший в создании нового художественного направления, сумел найти и
выразить в своих произведениях лучшие чувства и идеи своего времени, близкие и первым русским
революционерам, — гуманизм, патриотизм, свободолюбие. Вместе с тем, верный духу
романтической школы, художник, пренебрегая повседневностью, изображает людей в особые
моменты их жизни, в минуты сильного духовного напряжения или порыва, что позволяет выявить
высокие эмоциональные начала натуры – героическое или мечтательное, вдохновенное или
энергическое – и создать «драматическую биографию» того или иного лица.
Не менее прославленным портретистом был Василий Андреевич Тропинин (1776-1857), сын
крепостного крестьянина, сам он освободился от крепостной зависимости в возрасте 45 лет.
Мастерство принесло ему всеобщее признание и звание академика. Для живописи Тропинина
характерны простота, безыскусность, достоверность передачи бытовой обстановки, в которую он
помещал портретируемую модель. В многочисленных «Кружевницах», «Золотошвейках»,
«Гитаристах» Тропинин воссоздает не только образ персонажа, но и включает его в конкретный
бытовой контекст. В знаменитой «Кружевнице» (Ил.13,1823) художнику удалось показать процесс
работы с кружевом с помощью многих реалистических деталей. Сам же образ героини несколько
идеализирован в духе раннего русского романтизма.Одна из лучших его работ – портрет сына