В. Стасова (бронза, 1873, Третьяковская галерея), с которым его связывали долголетняя дружба и
переписка. В своих письмах и статьях Антокольский называл своими идеалами «искренность» и
«душу в искусстве». Его суждения о кризисе современной ему художественной культуры близки
эстетике Льва Толстого.
РАЗВИТИЕ ЖАНРОВ И СТИЛЕЙ В ЖИВОПИСИ XIX ВЕКА
В первое десятилетие XIX века благодаря патриотическому подъему, вызванному
Отечественной войной 1812 года, классицизм получает наибольшее распространение в русской
живописи. Идейная основа классицизма – воплощение в произведениях искусства возвышенных
чувств и образов – была создана общественным настроением того времени. Идея самоотверженного
служения Родине воплощается художниками в сюжетах и образцах, почерпнутых из античной и
отечественной истории. Так, на сюжет римского придания художником Бруни была издана картина
«Смерть Камиллы, сестры Горации», в которой декларируется мысль о преступности любви и
жалости по отношению к врагам отечества.
Во второй половине XIX века классицизм, исчерпавший свои художественные и идейные
возможности, выражается в так называемом академизме, направлении, принятом Академией как
единственно возможная художественная школа. Академизм, консервируя привычные
классицистические формы, выводил их на уровень непреложного закона, игнорируя в то же время
гражданственную высоту содержания. В то же время академизм стал узаконенным,
«правительственным» направлением в изобразительном искусстве. Примечательно, что на смену
уходящим корифеям академизм не породил ни одного сколько-нибудь значительного художника.
Параллельно с классицизмом в начале XIX века в русской живописи продолжается развитие
принципов сентиментализма. Однако в изобразительном искусстве этого периода трудно выделить
какого-либо мастера, творчество которого полностью бы воплощало принципы сентиментализма.
Элементы сентиментализма встречаются чаще в сочетании с элементами классицизма, романтизма.
Поэтому можно только говорить о большем или меньшем влиянии этого стиля на творчество того
или иного художника.
Господствующим стилистическим направлением в живописи в первой половины XIX века стал
романтизм. Взволнованность природы, средневековые одеяния, особая обостренность (вплоть до
гротескности) характеристики модели, не встречавшаяся прежде духовная раскованность,
естественная свобода изображаемого – все это черты романтизма. Более отчетливы в
изобразительном искусстве второй трети века и специфические художественные приемы,
порожденные стремлением выразить контрасты романтического восприятия окружающего мира:
метафоричность сюжета, гиперболизм образов, напряженность колорита, контрасты светотени,
динамика пространственных построений и т. п.
Эпоха романтизма наложила отпечаток на представления о идеальной красоте. Заметные
изменения произошли в жанре женского портрета. Женщина теперь должна быть бледной,
мечтательной и вообще «не от мира сего». Новым идеалом стали «неземные» создания, подобные
мотылькам, в соответствии с тогдашней модой: тонкая талия, жесточайше стянутая корсетом,
спущенные пышные рукава, воздушная широкая юбка на кринолине. Символом времени становятся
портреты в стиле «прелестных головок». На них образ женщины – это сон, мечта, драгоценное
украшение. Среди портретов этого типа можно выделить несколько вариантов воплощения идеала:
пасторальные образы крестьянок – на полотнах Венецианова, Тропинина; «прелестные головки»
идеальных женщин-дворянок – Гау, Соколов, Брюллов; «блистательные модели» – парадные
портреты знатных дам Кипренского и Брюллова.
Выдающимся мастером романтического портрета был Орест Адамович Кипренский (1782-
1836). В 1805 году он окончил Академию художеств по классу исторической живописи, однако
лучшие свои творения создал в портретном жанре.
В одном из первых портретов, портрете приемного отца А. Швальбе(Ил.10), сказались уже те
поиски новизны как в технике письма, так и в трактовке модели, которые позднее принесут ему
славу выдающегося портретиста своего времени. В портрете отца, убирая ненужные подробности с
полотна, художник концентрирует внимание на лице и руках изображаемого человека, ибо они
наиболее ясно выражают его психологию. Контраст темного фона и освещенных лица и рук еще
более выделяет их и как бы приближает к зрителю. Удивительно, как молодой, двадцатидвухлетний