Стр. 200 - 2

Упрощенная HTML-версия

Особенно много работ, органично включенных в различные архитектурные ансамбли, было
создано скульпторами Степаном Степановичем Пименовым (1784-1833) и Василием Ивановичем
Демут-Малиновским (1779-1846). Они создали основной тип декора ампира с изображением оружия,
воинов, знаков славы в виде венков, лент, гирлянд. Произведения, созданные совместно этими
мастерами, проникнуты патриотическим пафосом и являются замечательными образцами русского
классицизма. Примером могут служить скульптурное оформление Горного института (1809-11) и
Михайловского дворца, ныне Русский музей (1823-25) в Санкт-Петербурге, а также Колесница
Славы на Триумфальной арке Главного штаба (1827-28).
В 1804-1818 гг. скульптор Иван Петрович Мартос (1754 - 1835), чья творческая карьера
началась еще в XVIII столетии, создает памятник Минину и Пожарскому(Ил.6). Идея создания
такого памятника принадлежала Вольному обществу любителей словесности, наук и художеств.
Проект Мартоса выиграл конкурс, оттеснив проекты таких известных скульпторов как Ф. Ф.
Щедрин, И. П. Прокофьев, В. И. Демут-Малиновский, С. С. Пименов. Средства для строительства
памятника были собраны по общественной подписке. Работа над ним совпала с Отечественной
войной 1812 года, поэтому в памятнике воплотились настроения патриотического подъема,
охватившие русское общество в связи с отражением нашествия войск Наполеона.
На первых эскизах фигуры получались несколько излишне патетическими и театральными. В
последующих эскизах подчеркивается значение Минина, его решающая роль в организации отпора
оккупантам. Бронзовые фигуры выдержаны в тоне гражданского пафоса, суровой торжественности.
Роль горожан отражена в бронзовых рельефах на гранитном постаменте.
Готовый памятник транспортировали для установки водным путем из Петербурга в Москву в
1818 году. Скульптор вопреки воле Александра I настоял на выбранном им месте — в центре
Красной площади, ближе к классицистическому зданию Торговых рядов, так, чтобы скульптура
смотрелась четким силуэтом на фоне его главного портика. Жест Минина обращен в сторону
Кремля. Позднее памятник переместили к храму Василия Блаженного. За его создание Мартос
получил звание действительного статского советника и ежегодную пенсию. Крупными работами
Мартоса являются также памятник Павлу I (1807) в Павловске, Э. Ришелье в Одессе (бронза, гранит,
1823-1828), памятник Александру I в Таганроге (бронза, гранит, 1828-1831), Ломоносову в
Архангельске (1826-1829).
Мартос проявил себя и как крупный мастер монументально-декоративной скульптуры: статуя
«Актеон» для большого каскада Петергофа (1801, золоченая бронза), рельеф «Моисей источает воду
из камня» на аттике Казанского собора в Петербурге (1804-1807, известняк), бронзовая статуя
Иоанна крестителя, украшающая портик Казанского собора, а также фигуры четырех евангелистов.
В 25-ю годовщину разгрома наполеоновской армии на площади перед колоннадой Казанского
собора (в северном приделе которого находился прахКутузова) были установлены памятники
Кутузову и Барклаю - де - Толли. Автором этих замечательных монументов был скульптор Борис
Иванович Орловский (1796-1837). Благодаря ему, Казанский собор превратился в памятник русской
воинской славы. Особенностью творчества Орловского являлось сочетание портретного сходства
изображений с классицистическими строгостью и величавостью.
Заметный вклад в архитектурное искусство был сделан Иваном Петровичем Витали (1794 -
1855). Он является представителем классицизма и автором фонтана на Театральной площади в
Москве(1835), ангелов у светильников на углах Исаакиевского собора (1794-1855), памятника Павлу
I в Павловске, а также точного по характеристике портретного бюста Пушкина (1837).
В 1833 году первое крупное произведение из кованой меди – шестерку коней, впряженных в
колесницу Славы на аттике Нарвских ворот – создаёт Петр Карлович Клодт. Этот российский
скульптор прославился прежде всего своими бронзолитейными работами. Воинской
дисциплинированностью и умением оперативно выполнять ответственные правительственные
заказы он снискал симпатию императора Николая I. В то же время царю импонировала и сама
творческая манера Клодта, его строгий, но весьма эффектный, полный парадного величия
классицизм.
Мастер работал как по чужим моделям, так и по собственным эскизам, чаще всего рассчитывая
на перевод финального варианта в бронзу. Популярными символами северной столицы стали самые
известные его произведения — четыре группы укротителей коней для Аничкова моста (1833-1840).
Иконографически восходящие к античной группе с укротителями-Диоскурами, композиции эти,