Простота, строгость и четкость архитектурных форм все меньше удовлетворяли частных
заказчиков. С 1830-х годов в русской архитектуре, также как и в западноевропейской, классицизм
начинает вытесняться ретроспективными подражаниями историческим архитектурным стилям.
Архитекторы преследовали цель – обновить и обогатить арсенал своих средств, но источником этого
обновления они избрали отошедшие в прошлое декоративные формы.
Ретроспективизм как разновидность эклектики распространился вследствие ряда причин.
Существенное значение имело то, что он позволял принимать более гибкие и разнообразные
композиционные решения при проектировании многочисленных новых типов зданий, вызванных к
жизни капиталистическими условиями развития. В этом смысле поворот к электизму явился как бы
реакцией на догматические принципы классицизма, на утвердившиеся в нём «каноны» планов
сооружений.
Первым из вошедших в моду стилей была готика, утвердившаяся во второй половине 1820-х
годов. В 1830-х годах появляется и так называемый стиль неогрек. Неогреческая архитектура носила
имитационный, явно декоративный, подражательный и измельчённый характер. В 1840-х годах в
русскую архитектуру приходит увлечение итальянским Ренессансом, вслед за ним – барокко, в
основном его поздней стадией- рококо.
Наряду с западными стилями, в 1830-х годах российских архитекторов увлекают мотивы
древнерусского зодчества. Однако восприятие форм архитектуры Древней Руси носило чисто
внешний характер вследвтвие слабой изученности. Ведущим архитектором этого направления был
Константин АндреевичТон. Его часто называют создателем русско-византийского стиля. Наиболее
значительное его произведение – Большой Кремлёвский дворец(1838-1849) в Москве. Фасады и
интерьеры его оформлены с использованием декоративных мотивов, частично древнерусского,
отчасти ренессансного иного происхождения. Ему же принадлежит проект храма Христа Спасителя
в Москве, железнодорожных вокзалов петербургского и московского соответственно в Москве и
Петербурге.
Одним из первых мастеров, работавшем в стиле, образцом для которого стала древнерусская
деревянная архитектура, был Иван Павлович Ропет (настоящее имя и фамилия И. Н. Петров). Ропет
руководил постройкой деревянного здания Русского отдела на Всемирной Парижской выставке 1878
г., им построен «Терем» в Абрамцеве под Москвой. По имени архитектора стиль этот, называемый
вообще псевдорусским, именуется иногда ропетовским. Псевдорусский стиль нашел выражение в
работах А. А. Парланда (Храм Спаса на крови в Петербурге), А. А. Семенова и О. В. Шервуда
(Исторический музей в Москве). Для псевдорусского стиля характерно широкое использование
декоративных элементов архитектуры XVII в. при сохранении современной планировки внутренних
объемов.
Мало чем отличается от обычного для XVIII в. барокко внешнее оформление дворца князей
Белосельских-Белозерских,
построенного
на
Невском
проспекте
архитектором
А.
Штакеншнейдером. Неоготика, неоромантика, неоклассика - таков спектр эклектических
экспериментов русских архитекторов II половины XIX - начала ХХ века.
Таким образом, во второй половине XIX века русская архитектура представляет собой пеструю
картину сочетания самых различных стилистических воздействий. Также следует отметить, что
количество сооружений резко возрастает, но качество архитектурных решений снижается.
Наблюдается хаотичность городской застройки и крайняя запущенность рабочих окраин,
ансамблевые принципы застройки утрачиваются.
РАЗВИТИЕ ИСКУССТВА СКУЛЬПТУРЫ В XIX ВЕКЕ
Развитие скульптуры тесно связано с развитием архитектуры. Использованию скульптуры в
зодчестве ампира придавалось особое значение. Архитектор работал в тесном содружестве с
ваятелем, причем не с ремесленником-лепщиком фасадного декора, как раньше, а с равным себе по
таланту мастером.
Изменился и характер скульптуры. В эпоху барокко она была чисто декоративной,
«украшательской» – маски, картуши, рокайли. Теперь же скульптура как бы «заговорила», стала
«объяснять» идейный замысел архитектурного сооружения. Адмиралтейство, арка Главного штаба,
Биржа имеют только им присущее скульптурное убранство. В каждом случае скульптура
раскрывает характер сооружения, несет в себе идеи гражданственности и патриотизма.