скульпторов С.Пименова и В.Демут-Малиновского. Своим величественным обликом здание
Главного штаба отразило героизм русского народа в войне 1912 года.
Черты триумфальной приподнятости, особой мажорности архитектуры – эти признаки нашли
своё отражение и в созданном Росси ансамбле Александрийского театра. Строительство
Александpинского театра – лучшего театра Европы того времени – приходится на 1828 -1832.
Главный фасад театра решен в виде необыкновенно эффектной глубокой лоджии с шестью
коринфскими колоннами, поднятыми на высокий цокольный этаж. Также, Росси были
спроектированы здания Публичной библиотеки, Сената и Синода.
Замечательные памятники ампирной архитектуры создал Василий Петрович Стасов (1769 -
1848). Им спроектированы Павловские казармы на Марсовом поле в Петербурге и Императорские
конюшни. В Петербурге Стасов построил два больших собора – Спасо-Преображенский (1827-29) и
Троицкий (1828-35), оба стали памятниками архитектуры позднего классицизма. В Омске
результатом творчества талантливого архитектора стал Никольский казачий собор (1840).
Большую роль в творчестве Стасова играют триумфальные сооружения, после войны 1812 эти
постройки становятся главными. Триумфальными сооружениями Стасова были чугунные ворота
«Любезным моим сослуживцам» в Царском селе (ныне Пушкин), Нарвские триумфальные ворота
(Ил.4,1827-34; медная колесница – скульптор П. К. Клодт, С. С. Пименов, скульптурный декор – М.
Г. Крылов, Н. А. Токарев и др.) и Московские триумфальные ворота (1834-38; скульптор Б. И.
Орловский) – одно из лучших произведений зодчего. Монументальные 12-колонные ворота в виде
портика дорического ордера сооружены в память победы в русско-турецкой войне 1828-29 гг.
В Москве выдающимся мастером зрелого классицизма стал Осип Иванович Бове (1784-1834).
При участии Бове реконструирована Красная площадь (1815), создана Театральная площадь с
Большим театром (1821-24), Александровский сад (1820-22), Триумфальные ворота (1827-34), 1-я
Градская больница (1828-32). Тема прославления побед русского оружия была особенно близка Бове,
так как он сам был участником Отечественной войны. Недаром в декоре Манежа и многих особняков
он использовал военную тематику. Триумфальные ворота у Тверской заставы, открытые в 1834, –
наиболее ярко выразили патриотическую тему в творчестве Бове. Он мастерски использовал
архитектурные элементы (колонны, скульптуры), отлитые из чугуна.
Много и плодотворно работали в Москве архитекторы Д. И. Жилярди и А. Г. Григорьев.
Особенно интересны их проекты московских жилых домов и усадеб. Подводя итоги, укажем, что
московский классицизм, воплощённый в творчестве В.И. Баженова и М.Ф. Казакова, а позже О.И.
Бове и Д. Жилярди, был тесно связан с традициями русского зодчества XVII века. От петербургского
стиля московский стиль отличался особой теплотой, камерностью и уютом.
Для московских зодчих характерна особая пластичность архитектурных форм, в частности,
слегка утрированная кривизна (курватура) стволов колонн, несколько преувеличенный вынос волют
ионических капителей, что придаёт им известную гротескность, невысокий, горизонтально
растянутый фронтон, окружённый тонким пластинчатым карнизом.
Во второй трети ХIХ века классицизм в архитектуре становится официальным архитектурным
стилем николаевской России. Кроме того, он все менее и менее соответствует практическим
потребностям широкого строительства и уровню техники. Это лишило исторических перспектив
дальнейшее существование классицизма в архитектуре.
Параллельно с деградацией классицизма в архитектуре развивается эклектическое
использование различных стилевых систем. Творчество французского архитектора Огюста
Монферрана ознаменовало переход от классицизма к эклектизму. С 1818 по 1858 год он возводит в
Петербурге грандиозный Исаакиевский собор(Ил.5).Несколько тяжеловесные, перегруженные
декором формы собора свидетельствовали о начале кризиса классицизма в архитектуре и
наступлении эпохи эклектики (смешения стилей). Объемная структура Исаакиевского собора
исходит из идеи пятиглавия, свойственного древнерусской архитектуре, однако эта задача была
решена не в полной мере — четыре угловых купола слишком малы по сравнению с центральным.
Собор решен в формах классицизма с привнесением элементов Ренессанса. Снаружи здание
несколько перегружено скульптурой крупного масштаба. Однако в целом Исаакиевский собор
производит большое впечатление своей величиной хорошо найденным силуэтом,
монументальностью форм; облик его величествен.